ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 июня 2012 года N 371-Р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2012 - 2017 ГОДЫ И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ]

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и в целях определения основных направлений и приоритетов развития торговли в Республике Мордовия, обеспечивающих совершенствование государственной политики Республики Мордовия в сфере торговли:

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию развития торговли в Республике Мордовия на 2012 - 2017 годы;

План мероприятий по реализации Концепции развития торговли в Республике Мордовия на 2012 - 2017 годы.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Мордовия принять участие в реализации Плана мероприятий по реализации Концепции развития торговли в Республике Мордовия на 2012 - 2017 годы и учесть основные положения Концепции развития торговли в Республике Мордовия на 2012 - 2017 годы при разработке программ развития муниципальных образований в Республике Мордовия.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ




Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 25 июня 2012 года N 371-Р

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2012 - 2017 ГОДЫ


 1. Общие положения

Концепция развития торговли в Республике Мордовия на 2012 - 2017 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законами Республики Мордовия от 18 октября 2011 года N 68-З "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Республики Мордовия", от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 года N 589 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы".

Концепция основывается на социальной значимости потребительского рынка и исходит из того, что развитие различных форм продажи товаров должно быть направлено на расширение цивилизованных форм торговли.

Развитая торговля, предъявляя необходимые стандарты качества к поставщикам и производителям, фактически выступает участником сферы контроля за качеством продукции, попадающей к потребителям, и таким образом способна обеспечить положительный вклад в стремление государства к безопасности здоровья и жизни населения. Разнообразие каналов торговли также позволяет обеспечить и необходимое разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителю.

Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает доступность товаров для населения, т.е. возможность приобрести товар, затратив незначительное время и по доступным ценам. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями является одним из индикаторов, отражающих качество жизни в регионе.

Целью Концепции является определение основных направлений и приоритетов развития торговли в Республике Мордовия, обеспечивающих совершенствование государственной политики Республики Мордовия в сфере торговли, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка разнообразными видами товаров путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, улучшение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия с предпринимателями, усиление координации и поддержки интересов хозяйствующих субъектов и потребителей в Республике Мордовия.

2. Состояние сферы торговли в Республике Мордовия

В 2011 г. оборот розничной торговли составил 53,3 млрд. рублей, что в товарной массе на 1,7% больше, чем в 2010 году. Оборот розничной торговли розничных торговых сетей - 9 млрд. рублей, что на 25,0% больше соответствующего периода 2010 года.

В 2011 г. деятельность торговли обеспечила 13,5% валового регионального продукта. По вкладу в валовой региональный продукт торговая отрасль республики находится на четвертом месте после промышленности (28,3%), строительства (14,9%) и сельского хозяйства (13,6%).

В сфере торговли занято 15,2 тыс. человек (6,5% от общей численности занятых в экономике) (кроме торговли автотранспортными средствами).

В 2011 г. налоговые поступления в бюджеты всех уровней от сферы торговли составили 1,7 млрд. рублей, или 9% от общей суммы всех поступлений.

Сфера торговли интенсивно развивается, увеличивается количество новых инвесторов. В 2011 г. в розничную торговлю инвестировано 225,7 млн. рублей, или 130,9% к 2010 году.

При сравнении динамики продаж продовольственных и непродовольственных товаров в 2011 г. сохранилась дифференциация потребительских предпочтений, сформированная годом ранее, в пользу продуктов питания. В структуре оборота розничной торговли в 2011 г. удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 52,1%, непродовольственных товаров - 47,9 процента. Однако в сравнении с 2010 г. продажа пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий увеличилась на 0,1% в сопоставимых ценах, а продажа непродовольственных товаров - на 3,4 процента.

В 2011 г. оборот розничной торговли на 85,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, индекс физического объема оборота к соответствующему периоду предыдущего года составил 102,1 процента.

В 2011 г. наблюдалась тенденция увеличения объема продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, индекс физического объема оборота к соответствующему периоду предыдущего года составил 99,2% (против 95,3% в 2010 г. к 2009 г.). Доля продажи на рынках и ярмарках составила 14,5 процента (в 2010 г. - 14,9%).

Однако в 2011 г. не удалось преодолеть отставание по обороту розничной торговли на душу населения среди регионов Приволжского федерального округа, который составил 63966 рублей (14 место в ПФО). Самый высокий показатель достигнут в Самарской области, где продано потребительских товаров на душу населения в два раза больше, чем в Мордовии (144 тыс. рублей).

По индексу физического объема оборота розничной торговли среди регионов ПФО Республика Мордовия занимает 11 место (темп роста - 101,7%). На первом месте Удмуртская Республика с темпом роста 112,6% к соответствующему периоду предыдущего года, на последнем - Ульяновская область, с темпом роста 100,7% к 2010 году.

На территории Республики Мордовия функционируют 4065 торговых точек, из них 1369 продовольственных магазинов, 1446 непродовольственных, 1312 смешанных магазинов. В 2011 г. открыто 107 магазинов, или 95,0% к прошлому году (в 2010 г. - 113 магазинов), в связи с тем, что в муниципальных районах Республики Мордовия закрылись нерентабельные торговые точки Мордовпотребсоюза.

Фактическая обеспеченность торговыми площадями на 1000 чел. составляет 349,1 кв. м (рост к прошлому году составил 13%, или 17,5 тыс. кв. м) при нормативе 410,9 кв. м на 1000 человек.

По состоянию на 1 января 2012 г. на территории Республики Мордовия функционируют 29 розничных рынков, из них 26 универсального типа, 3 специализированных рынка (2 рынка по продаже продовольственной группы товаров и 1 - по продаже автомобилей и автозапчастей). Действующие розничные рынки занимают 239,7 тыс. кв. метров. Количество торговых мест на розничных рынках Республики Мордовия составляет 8791 единицу, из них торговых мест по реализации продовольственных товаров 2900 и 5891 торговое место по продаже непродовольственных товаров.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с 1 января 2013 г. торговля на розничных рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, должна осуществляться только в крытых помещениях. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.

В настоящее время на территории Республики Мордовия в капитальных зданиях размещены всего 3 универсальных рынка (ОАО "Центральный рынок" и ООО "Юго-Западный рынок" г. Саранска, ООО "Универсальный рынок "Привокзальный" п. Чамзинка) и 1 специализированный розничный рынок (Чукальского потребительского общества п. Тургеневе Ардатовского муниципального района). Остальные рынки занимают часть торговой площади в капитальных сооружениях, другую часть на открытых площадках.

В 2012 г. планируется строительство, реконструкция и модернизация 16 розничных рынков, функционирующих на территории Республики Мордовия (3 рынка в поселках Зубова Поляна, Торбеево, селе Большие Березники, в городах Ковылкино, Инсар, Темников, Краснослободск, 2 рынка в г. Рузаевка, 5 рынков в городском округе Саранск). Однако сложившаяся обстановка на рынках республики в части реализации статьи 24 вышеназванного закона свидетельствует о том, что ряд рынков в обозначенные сроки не смогут выполнить поставленные перед ними задачи.

В городском округе Саранск функционируют 7 универсальных и специализированных рынков общей площадью 89,8 тыс. кв. м. Во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" были разработаны и утверждены планы перспективного развития рынков ООО "Ринг", ООО "Рынок-Данко", ООО "МАМИ" (рынок "Кировский"), ООО "Тонус-Экстра" (рынок "Заречный"), ООО "Юго-Западный рынок", в соответствии с которыми предусмотрены поэтапное строительство и реконструкция.

В настоящее время завершена реконструкция рынка "Юго-Западный" общей площадью 7193,2 кв. м.

Начато строительство первой очереди здания торгового комплекса рынка "Данко".

ООО "Ринг" осуществляет работы по строительству здания торгово-развлекательного центра по ул. Лодыгина.

Продолжается подготовительная работа по оформлению разрешительных документов для реконструкции и строительства других рынков "Заречный", "Ринг", "Кировский" (государственная экспертиза рабочих проектов, оформление разрешений, заключение договоров с подрядчиками).

В настоящее время в инфраструктуре предприятий потребительского рынка происходит изменение подхода при строительстве и открытии новых торговых предприятий. Ранее на потребительском рынке доминировали магазины средних и мелких форматов, в настоящее время более востребованными являются крупные сетевые магазины.

На сегодняшний день широкое распространение и развитие получил сетевой принцип создания крупных продовольственных магазинов, супермаркетов. В республике успешно работают крупные сети магазинов таких торговых компаний, как "Деловой союз", "Торнадо", "Юнимос", "Аркона", "Эверест" "Гулливер", "Эльдорадо" и др. Конкурентные преимущества торговые сети приобретают благодаря производству собственной продукции. Так, в сети "Деловой союз", "Универсал-С", "Маяк" действуют кондитерские, мясные и салатные цеха, цеха по производству полуфабрикатов. Эти магазины рассчитаны на население с различными доходами, имеют ассортимент товаров до 20 тысяч наименований.

В торговой инфраструктуре республики присутствуют и развиваются сетевые операторы таких известных торговых брендов, как "Магнит", "Евроспар", "Эльдорадо", "М.видео", "Техно", "Остин", "Savage", "ТВОЕ", "Франческо Донни" и другие, что создает условия для здоровой конкуренции в определенной сфере деятельности.

В 2009 - 2011 годах на территории республики открыты современные супермаркеты "Магнит", "SPAR", "Маяк", торговые центры "Гулливер", "Глобус", "Дом мебели", "Муравейник" и др. Расширена фирменная розничная сеть таких розничных предприятий, как "Товарищ", "Городок", "Эверест", "Птица", "Мордовская водка", "Ламзурь".

В декабре 2010 г. в городском округе Саранск состоялось открытие торгово-развлекательного комплекса "Огарев Plaza" общей площадью около 10 тыс. кв. м. В торговом комплексе населению реализуются товары брендовых торговых марок (одежда, обувь и аксессуары, бытовая техника), предоставляется комплекс развлекательных услуг, соответствующий современным требованиям интерьерного комфорта и благоприятных условий для посетителей.

В 2011 г. в городском округе Саранск (ул. Энгельса) начал свою работу первый супермаркет сети "SPAR". На торговой площади 2500 кв. м представлен большой ассортимент продуктов и сопутствующих товаров. Для удобства посетителей на прилегающей территории предусмотрены удобные подъезды автотранспорта и просторная открытая парковка.

В марте 2012 г. открылся ТЦ "Планета" площадью более 7000 кв. м, где разместился второй супермаркет "SPAR".

Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью, соответствующей платежеспособному спросу населения. Динамика объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.

В магазинах применяются различные методы стимулирования продажи товаров: выпуск дисконтных карт, продажа товаров со скидкой, продажа товаров по сниженным ценам, проведение в магазине лотерей, предоставление образцов товаров.

С 2006 г. на потребительском рынке республики ведется работа по внедрению расчетов с населением за оказанные услуги и товары через пластиковые карты.

Основными пользователями терминалов являются гостиницы, заправочные станции, рестораны, аптеки и крупные магазины.

В 2012 г. планируется открытие крупных многофункциональных торговых центров с торговой площадью более 91 тыс. кв. м, в том числе:

"РИО", ул. Советская, 55а, общая площадь 18436 кв. м, торговая площадь 10000 кв. м;

"Сити Парк", ул. Волгоградская, общая площадь 55000 кв. м, торговая площадь 40000 кв. м;

"Торговый комплекс", ул. Гагарина, 99а, общая площадь 14973 кв. м, торговая площадь 8023 кв. м;

"Торгово-развлекательный центр", ул. Лодыгина, общая площадь 12960 кв. м, торговая площадь 7770 кв. м;

"Торговый комплекс "Рынок "Данко", ул. Миронова, 1а, общая площадь 9745 кв. м, торговая площадь 4740 кв. м;

"Мототовары", Лямбирское шоссе (в районе магазина "Вираж"), общая площадь 1188 кв. м, торговая площадь 700 кв. м;

гипермаркет "Хозяин", Александровское шоссе, общая площадь 10595 кв. м, торговая площадь 5712 кв. м;

"Торговый центр "Дом мебели", ул. Лодыгина, общая площадь 7169 кв. м, торговая площадь 7169 кв. м;

"Торговый комплекс", ул. Кирова, 63, общая площадь 5203 кв. м, торговая площадь 1900 кв. м.

Выделены земельные участки для строительства:

торгового центра "WOTT" площадью 53,0 тыс. кв. м;

дилерского центра по продаже автомобилей площадью 7 тыс. кв. м.

Объем инвестиций в строительство торговых комплексов городского округа Саранск в 2012 г. составит более 5 млрд. рублей.

Строительство крупных торгово-развлекательных и торговых центров позволит создать дополнительно более 3000 рабочих мест, повысит доступность для населения товаров и услуг высокого качества по приемлемым ценам.

В конце 2010 г. на территории Республики Мордовия открылся первый социальный магазин в Ельниковском муниципальном районе на базе Ельниковского райпо.

В целях поддержки и развития данного направления принято постановление Правительства Республики Мордовия от 14 ноября 2011 года N 432 "Об утверждении Положения об организации работы социальных магазинов (социальных отделов в магазинах) на территории Республики Мордовия", благодаря чему в 1 квартале 2012 г. открыты четыре социальных магазина и социальный отдел в Старошайговском районе (с. Мельцаны), Большеберезниковском районе (с. Большие Березники), Ковылкинском районе (г. Ковылкино), Ельниковском районе (с. Ельники), Рузаевском районе (г. Рузаевка).

В целях привлечения внимания к продукции республиканских товаропроизводителей, создания условий для увеличения объемов реализации товаров местного производства в 2011 г. в Республике Мордовия проводилась акция "Покупай мордовские - самые лучшие продукты", в ходе которой организована продажа продукции республиканских товаропроизводителей предприятиями потребительского рынка. В рамках акции ее логотип был размещен на витринах магазинов, проводился мониторинг представленности продукции местного производства в торговой сети, организован конкурс на лучшее предприятие потребительского рынка по работе с местными товаропроизводителями. Информационное сопровождение акции системно осуществлялось на сайте Министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия и в средствах массовой информации республики.

Акция "Покупай мордовские - самые лучшие продукты" проведена во всех муниципальных образованиях, охвачено более 100 торговых точек в Республике Мордовия.

Одними из главных задач на краткосрочную перспективу являются развитие оптовой торговли и создание оптовых баз в Республике Мордовия.

Оборот оптовой торговли в 2011 г. составил 51,5 млрд. рублей, или 121,4% к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли сложился в сумме 25,5 млрд. рублей, или 97,4% к январю - декабрю предыдущего года, и составляет 49,6% общего оборота оптовой торговли.

В рейтинге республик и областей ПФО по обороту оптовой торговли в 2011 г. Республика Мордовия находится на 13 месте (оборот 51,5 млрд. рублей), на первом месте Республика Татарстан с оборотом оптовой торговли 812,4 млрд. рублей. По индексу физического объема оборота оптовой торговли Республика Мордовия занимает 4 место, темп роста составил 121,4%, наивысший показатель в Ульяновской области (темп роста 143,1%).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»