Программа подготовлена в целях реализации единой государственной бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики Астраханской области и функционирования бюджетной системы, на основании перечня государственных программ Астраханской области, утвержденного Распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр.
Программа определяет основные направления развития и функционирования бюджетной системы Астраханской области и предусматривает мероприятия по повышению эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по осуществлению бюджетного процесса.
Постоянное совершенствование бюджетного законодательства, развитие существующих и внедрение новых механизмов осуществления бюджетного процесса требует постоянного повышения качества управления финансами от исполнительных органов государственной власти Астраханской области, в связи с этим возникает постоянная необходимость соответствия новым требованиям бюджетного законодательства. Эффективность этой работы должна отслеживаться в постоянном режиме. Результаты такого мониторинга необходимо в обязательном порядке учитывать при осуществлении бюджетного процесса, возникает необходимость повышения качества финансового менеджмента исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
При подготовке проекта закона о бюджете Астраханской области одной из важнейших задач является повышение точности прогнозирования бюджетных назначений по доходам. Структура экономики Астраханской области такова, что значительная доля налоговых доходов бюджета региона формируется за счет платежей обособленных подразделений иногородних организаций, показатели деятельности которых зачастую не учитываются при составлении прогноза социально-экономического развития Астраханской области, используемого при подготовке прогноза поступления налогов. В то же время изменения налогового законодательства, связанные с введением института консолидации налогоплательщиков, еще больше увеличили разрыв между показателями, характеризующими налоговую базу, и показателями социально-экономического развития Астраханской области. Изложенные обстоятельства приводят к необходимости создания аналитической базы по поступлениям налогов в бюджет Астраханской области от обособленных подразделений иногородних организаций в течение ряда лет, а также осуществлению работы с крупнейшими налогоплательщиками указанной категории по прогнозированию налоговых платежей.
Кроме того, в рамках реализации Программы планируется предотвращение возможных проблем, препятствующих долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Астраханской области, проведению эффективной и стабильной налоговой политики, формированию программного бюджета в рамках государственных программ, повышению качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг, качественному планированию и исполнению бюджета Астраханской области, управлению государственным долгом и совершенствованию межбюджетных отношений в Астраханской области.
В целях решения вышеуказанных проблем в последние годы в Астраханской области осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на реформирование системы управления общественными финансами Астраханской области и повышение эффективности бюджетных расходов.
Проведена значительная работа по изменению типа бюджетных учреждений на казенные и автономные в соответствии с нормами Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Проведена фундаментальная реформа системы финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг - переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг. Реализованы мероприятия по инвентаризации имеющейся сети государственных (муниципальных) учреждений Астраханской области с учетом эффективности их функционирования, объема и качества предоставляемых государственных услуг (работ), а также востребованности населением. Разработаны необходимые нормативные правовые акты и документы для работы государственных учреждений Астраханской области в новых условиях, в том числе: государственные (муниципальные) задания и планы финансово-хозяйственной деятельности для государственных бюджетных и автономных учреждений Астраханской области, бюджетные сметы государственных казенных учреждений Астраханской области.
По состоянию на 01.01.2016 сеть государственных и муниципальных учреждений на территории Астраханской области представлена 59 автономными, 635 бюджетными и 214 казенными учреждениями.
Ежегодно продолжается работа по важным направлениям реформирования бюджетной системы Астраханской области. Бюджетный процесс в Астраханской области осуществляется с применением программно-целевых подходов и инструментов бюджетного планирования.
В настоящее время при формировании бюджета Астраханской области используется программно-целевой метод планирования, предусматривающий разработку государственных программ, ведомственных целевых программ, включенных и не включенных в состав государственных программ.
Доля расходов бюджета Астраханской области, формируемая в программном формате, в 2014 году составила 97,4%, в 2015 году - 98,7%. Основной целью при планировании и исполнении бюджета Астраханской области в рамках программно-целевого метода является включение в программы не менее 96% расходов бюджета Астраханской области.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов Астраханской области, деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, повышению их доступности и качества в 2011 - 2012 годах реализована Программа повышения эффективности бюджетных расходов Астраханской области на 2011 - 2012 годы, утвержденная Постановлением Правительства Астраханской области от 21.07.2011 N 260-П; в 2013 - 2014 годах реализована Программа повышения эффективности бюджетных расходов Астраханской области до 2015 года, утвержденная Постановлением Правительства Астраханской области от 23.12.2013 N 564-П, предусматривающая внедрение нового инструмента программно-целевого метода планирования бюджетных расходов - государственных программ.
Результатом грамотно проводимой бюджетной политики стало присвоение в 2013 году Астраханской области высшей степени качества организации бюджетного процесса по результатам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, проведенных Министерством финансов Российской Федерации по итогам 2012 года в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 N 552. По итогам 2013 и 2014 годов Астраханской области присвоена надлежащая степень качества организации бюджетного процесса.
Ежегодно в Астраханской области проводится всероссийская акция "День финансовой грамотности" на базе образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций. Специалисты-эксперты в области финансово-экономической деятельности, согласившиеся стать волонтерами данной акции, проводят лекции, открытые уроки, мастер-классы для студентов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций. Важность этого мероприятия бесспорна, ведь умение распоряжаться собственными денежными средствами - залог стабильного будущего и уверенности в завтрашнем дне. Мероприятие вызывает широкий интерес со стороны учащихся Астраханской области.
В 2013 году Астраханская область приняла участие в конкурсе на разработку лучших идей по формированию проекта "Бюджет для граждан", созданного при Правительстве Российской Федерации с целью ознакомления граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики и содержащего основные положения бюджета в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме. Всего для участия в конкурсе было подано 95 заявок, 57 из них - от физических лиц, 9 - от юридических лиц, 3 - от зарубежных экспертов, 23 - от региональных органов власти и 3 - от муниципалитетов. По итогам рассмотрения заявок конкурсная комиссия определила победителей и лауреатов. Астраханской области в номинации "Портал "Бюджет для граждан" вручен диплом за наглядность и лаконичность представления портала.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами в регионе является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, своевременного исполнения социальных обязательств и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Астраханской области.
Общественные финансы и государственная политика являются основным инструментом воздействия государства на социально-экономические условия жизни населения. Экономическое и социальное содержание бюджета определяет степень государственной поддержки социально незащищенных слоев населения, важнейших отраслей экономики. Эффективная бюджетная политика обеспечивает повышение доступности и качества бюджетных услуг, удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, социальном обеспечении.
Финансовым инструментом реализации бюджетной политики является полнота поступления налоговых и неналоговых платежей, государственных займов, финансовой помощи из федерального бюджета.
Программа включает реализацию ряда функций государственного управления, осуществляемых министерством финансов Астраханской области, направленных на проведение единой государственной политики Астраханской области, обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы и рациональное планирование, своевременное исполнение и обеспечение прозрачности расходных обязательств, оптимизацию управления государственным долгом Астраханской области, создание условий для эффективного выполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, поддержание их финансовой стабильности, а также предусматривающих:
- обеспечение доходными источниками органов государственной власти для выполнения расходных полномочий;
- контроль и регулирование (построение эффективной финансовой политики, прогнозирование и планирование государственных доходов и расходов, реализация принятой финансовой политики, обеспечивающей сбор доходов и финансирование приоритетных направлений расходов);
- составление проекта бюджета Астраханской области, прогнозирование основных характеристик консолидированного бюджета Астраханской области;
- организацию и обеспечение в установленном законодательством порядке исполнения бюджета Астраханской области, составление квартальной информации и годового отчета об исполнении бюджета Астраханской области и консолидированного бюджета Астраханской области, представление годового отчета об исполнении консолидированного бюджета Астраханской области в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, а также ежегодное представление годового отчета и квартальной информации об исполнении бюджета Астраханской области в Думу Астраханской области в установленном порядке;
- управление в установленном порядке государственным внутренним долгом Астраханской области;
- координацию работы исполнительных органов государственной власти Астраханской области по расчету межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Астраханской области бюджетам муниципальных образований Астраханской области.
В рамках реализации государственной функции по повышению качества управления региональными финансами предусматривается создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, выполнение государственных (муниципальных) функций и обеспечение потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличение их доступности и качества, реализация долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития путем внедрения и развития программных продуктов по планированию и исполнению бюджета Астраханской области, автоматизирующих все этапы бюджетного процесса.