Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 августа 2014 года N 797-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 21 мая 2019 года на основании Постановления Правительства ЯО от 21.05.2019 N 372-п.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 07.05.2015 N 493-п, от 26.02.2016 N 190-п)


Преамбула исключена с 26 февраля 2016 года. - Постановление Правительства Ярославской области от 26.02.2016 N 190-п.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития туризма в Ярославской области до 2025 года.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, культуры, спорта и молодежной политики.

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 07.05.2015 N 493-п, от 26.02.2016 N 190-п)

Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ






Утверждена
постановлением
Правительства области
от 13.08.2014 N 797-п

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 26.02.2016 N 190-п)


 I. Общие положения


1. В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма.

Туризм рассматривается сегодня как источник финансовых доходов бюджетов всех уровней, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды, воспитания патриотических чувств молодежи, мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.

В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития.

Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества.

2. Ярославская область располагает значительным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Развить и максимально реализовать его - основная задача Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года (далее - Стратегия).

Стратегия является базовым документом, определяющим условия достижения поставленных целей, закладывает основу для понимания перспективных задач, стоящих перед отраслью, и становится инструментом формирования планов и программ развития органов исполнительной власти, представителей туристского бизнеса всех уровней, ориентации предпринимательской инициативы граждан в сфере туризма.

3. Стратегия разрабатывалась в рамках целей и приоритетов социально-экономического развития Ярославской области, закрепленных в следующих правовых актах в сфере стратегического управления:

- Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)";

- постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы";

- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 06.05.2008 N 51 "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года";

- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года N 941-р;

- Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" (далее - СЭР ЯО);

- Концепция кластерной политики Правительства области, утвержденная постановлением Правительства области от 30.06.2009 N 650-п "Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области";

- проект Схемы территориального планирования Ярославской области.

В процессе формирования Стратегии обеспечивалась публичность процесса разработки и обсуждения. В разработке Стратегии принимали участие эксперты, входящие в состав стратегической целевой команды, представители общественности, органов исполнительной власти, высшей школы, депутаты Ярославской областной Думы, сотрудники консалтинговых компаний.

При разработке Стратегии учитывалась роль развития туризма для области, муниципальных образований Ярославской области и общества, что позволило сформировать предложения по диверсификации приоритетных видов туризма.

Стратегия разрабатывалась с учетом межотраслевого характера сферы туризма. Поэтому при реализации Стратегии предусматриваются комплексный подход к решению проблем, препятствующих развитию туризма, и вовлечение в этот процесс смежных отраслей (транспорта, общественного питания и торговли, индустрии развлечений, культуры, безопасности и др.).

В соответствии с положениями Стратегии разработан план мероприятий по ее реализации на перспективу до 2025 года, являющийся неотъемлемой частью Стратегии.


II. Современное состояние и тенденции развития мирового и российского рынка туризма


1. Мировой туризм демонстрирует стабильное приращение туристского потока. С 1995 года по 2012 год прирост туристских прибытий составил 95,6 процента (с 529,0 млн. человек в 1995 году до 1035 млн. человек в 2012 году). Идет процесс перераспределения туристского потока в пользу развивающихся экономик и новых туристских дестинаций. Так, в целом по традиционным дестинациям ежегодный прирост составляет 2 процента, а по развивающимся - 4,4 процента. Одновременно наблюдается усиление конкуренции между странами и туристскими дестинациями, что провоцирует распространение практики агрессивного маркетинга и совершенствование его инструментов, преимущественно с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Диверсификация туристского продукта проходит на основе современных технологий в сфере культуры и туризма, которые являются опосредованными каналами формирования потребительского спроса. Ежегодно все более широкое распространение получают виртуальные экскурсии и прогулки, панорамные изображения 3D- и 4D-путешествия, виртуальные и реальные реконструкции событий, виртуальные интерактивные карты с объемным изображением, мультимедийные проекты, создание искусственных аттракций.

Мировая практика демонстрирует увеличение доли самодеятельного туризма, ежегодный рост которого составляет от 15 до 25 процентов, тогда как прирост организованного туризма за последние 4 года в среднем составлял 7,2 процента.

2. Сложившиеся мировые тенденции создают предпосылки для развития Российской Федерации как уникальной развивающейся туристской дестинации. Однако основные тенденции туристского рынка Российской Федерации не всегда позитивны.

Основные тенденции российского рынка туризма:

- неустойчивость темпов роста рынка въездного туризма, что в стратегической перспективе требует ориентации на развитие внутреннего рынка с разнообразным спектром туристского предложения;

- на внутреннем рынке туристских услуг не происходит кардинального смещения в сторону новых туристских дестинаций, лидирующие позиции занимают города Москва и Санкт-Петербург, однако на фоне общемировых тенденций многие субъекты Российской Федерации могут использовать "эффект развивающейся экономики" при построении стратегии позиционирования на международном рынке туризма;

- конкурентная плотность на российском рынке туризма постоянно растет на фоне однообразия туристского предложения;

- преобладающая часть национальных туристских продуктов сформирована на основе элементов культурно-исторического наследия и природного потенциала, что является ограничивающим фактором для развития туризма;

- значительное внимание к развитию туризма на федеральном и региональном уровнях.


III. Состояние и тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Ярославской области


1. Определяющим фактором развития туризма в Ярославской области является наличие высокого историко-культурного потенциала, в частности:

- четыре города области входят в туристский маршрут "Золотое кольцо России";

- один объект - достопримечательное место "Исторический центр города Ярославля" включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО;

- существует 4681 объект культурного наследия, из них выявленных - 3022 объекта;

- действует более 250 музеев.

Важным фактором развития туризма является наличие развитой туристской инфраструктуры:

- транспорт - федеральная трасса M8; Северная железнодорожная магистраль; речное сообщение; аэропорт Туношна;

- коллективные средства размещения - 220 организаций;

- учреждения досуга - 434 учреждения;

- общественное питание - 282 предприятия.

Существует система подготовки кадров для индустрии туризма: региональными вузами ведется подготовка по направлениям "Туризм", "Сервис", "Гостиничное дело" и другим.

Однако развитие туризма в Ярославской области не отличалось устойчивыми темпами.

Диаграмма 1


 Темпы роста въездного туристского потока в Ярославской области за период 2008 - 2012 годов, тыс. чел.




Диаграмма 2


 Темпы роста въездного туристского потока в Ярославской области за период 2009 - 2012 годов, в процентах к предыдущему году


в процентах к предыдущему году


 




В ходе проведения рейтинговой оценки регионов-конкурентов Ярославской области регионы-конкуренты были разделены на три группы: лидеры (рейтинг A), догоняющие (B), отстающие (C).

Таблица 1


 Результаты рейтинговой оценки регионов

(по данным за 2012 год)

Регион

Сводный рейтинг

Рейтинг по объему продаж, млн. руб.

Рейтинг по количеству гостей, тыс. чел.

Рейтинг по числу ночевок, тыс.

Рейтинг по относительной доле общероссийского туристского рынка, %

1

2

3

4

5

6

Ярославская область

A

AB

A

A

BC

Владимирская область

A

A

A

A

A

Калужская область

A

A

A

A

A

Костромская область

C

C

C

C

B

Вологодская область

B

B

B

C

B

Рязанская область

B

C

B

B

A

Смоленская область

C

C

C

C

C

Тверская область

B

AB

B

B

C

Тульская область

C

C

C

A

C

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»