Комментарий к Федеральному закону от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (постатейный)

Комментарий к статье 8. Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения

1. Положения ч.1 комментируемой статьи определяют в подсистеме обеспечения эксплуатации систем водоснабжения (водоотведения) обязанность соответствующих организаций (далее - эксплуатантов) обеспечивать горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), а также другую регулируемую деятельность в сфере водоснабжения (водоотведения) посредством эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего (холодного) водоснабжения, централизованных систем водоотведения либо отдельных объектов указанных систем согласно требованиям настоящего Закона.

Таким образом, деятельность эксплуатанта систем водоснабжения (водоотведения) сопровождается обязанностью обеспечить функциональное использование таких систем по водоснабжению (водоотведению) независимо от других интересов (кроме обозначенных в Законе), что подтверждает публичный характер деятельности подобных организаций-эксплуатантов.

2. Предыдущие правила относятся и к физическим лицам, поскольку в ч.2 комментируемой статьи обозначена публичная обязанность физического лица - собственника централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) обеспечить функциональное использование таких систем путем заключения договора с организацией, на основании которого она будет осуществлять эксплуатацию систем собственника.

3. Правила ч.3 настоящей статьи в свою очередь устанавливают обязанность получения лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с горячим (холодным) водоснабжением (водоотведением) организацией, которая заключила договор аренды сроком более чем на один год согласно правилам главы 7.1 Закона либо концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) либо отдельные объекты указанных систем, в течение трех месяцев со дня заключения такого договора либо соглашения.

Лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. При этом лицензируемым видом деятельности установлен вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с федеральным законодательством.

Однако Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, лицензируемые виды деятельности, связанные с осуществлением горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения), не регламентированы.

Следует также добавить, что в порядке ч.2.4. ст.22 ФЗ "О концессионных соглашениях" задание в рамках концессионного соглашения должно формироваться на основе:

- утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов;

- зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

- данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод и др.

При этом постановлением Правительства РФ от 05.12.2006 г. N 748 утверждено типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства.

4. Положения ч.4 рассматриваемой статьи определяют запрет для соответствующих организаций на прекращение эксплуатации централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) либо отдельных объектов указанных систем за исключением случаев, обозначенных в ст.22 настоящего Закона.

То есть, законодатель вводит ограничения эксплуатантам централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) в связи с публичным характером их деятельности, который согласно ст.22 Закона в числе прочих определяет следующие обязательные правовые конструкции вывода объектов указанных систем в ремонт и из эксплуатации:

- обязанность эксплуатантов согласовывать с муниципалитетами вывод объектов централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) в ремонт и из эксплуатации в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов в целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов;

- обязанность органов местного самоуправления уведомить собственников (иных владельцев) объекта централизованной системы горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) о сроках и причинах вывода объекта из эксплуатации не менее чем за один год, если это предусмотрено схемой водоснабжения (водоотведения);

- обязанность собственников (иных законных владельцев) объектов централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения), планирующих вывод их из эксплуатации, уведомить органы местного самоуправления не менее чем за один год о сроках и причинах вывода объектов из эксплуатации, если это решение не предусмотрено схемой водоснабжения (водоотведения) и др.

5. Нормы ч.5-7 комментируемой статьи регламентируют правовые основы жизненного цикла бесхозяйных объектов централизованных систем, которые включают:

- порядок обеспечения эксплуатации бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (водоотведения) со дня подписания собственником согласно ГК РФ, оставившим объекты, с органами местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности (владения, пользования и распоряжения);

- порядок возмещения расходов соответствующей организации на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) посредством их учета тарифным регулятором при установлении тарифов согласно Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. N 406);

- механизм обеспечения качества воды на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения с определением сроков, в период которых допускается несоответствие качества подаваемой горячей и питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей, характеризующих ее безопасность.

То есть, законодателем установлен специальный порядок эксплуатации (жизненного цикла) бесхозяйных объектов централизованных систем, включающий стадии и механизмы:

- определения собственника, который оставил эти объекты;

- передачи таких объектов органами местного самоуправления (соответствующим актом);

- временной эксплуатации таких объектов гарантирующей организацией (организацией, сети которой сообщаются с ними);

- признания собственности на бесхозяйные объекты;

- компенсации временным эксплуатантам - гарантирующей организации (организации, сети которой сообщаются с ними);

- обеспечения качества воды на бесхозяйных объектах.

Следует добавить, что в порядке применения п.28 и 65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. N 406) расчет необходимой валовой выручки регулируемой организации включает расход на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (водоотведения). При этом перечень неподконтрольных расходов может включать расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией, а также иные расходы.