1. В коммент.ст. сформулированы легальные определения основных понятий, используемых в Законе о банкротстве. Выделяя определения основных понятий в общей статье Закона, законодатель использует метод нормативной экономии, позволяющий не раскрывать основные понятия при упоминании их в специальных статьях Закона.
2. Понятие несостоятельности (банкротства) определено в коммент.ст. через указание на его сущностный признак - неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Такое состояние должника должно быть установлено судом в ходе рассмотрения дела о банкротстве. Дополнительные (внешние) признаки несостоятельности, служащие основанием для принятия судом заявления о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу о банкротстве, определены ст.3 и 6 Закона о банкротстве.
3. Должником по Закону о банкротстве может быть признано физическое или юридическое лицо, просрочившее исполнение денежного обязательства (плательщик по гражданско-правовому договору), выплату выходного пособия или оплату труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, или обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет или внебюджетные фонды (налогоплательщик, плательщик взносов в Пенсионный фонд РФ и другие внебюджетные фонды). Таким образом, понятие должника, с одной стороны, сужено по сравнению с гражданско-правовым понятием должника (охватывающего также должников по товарным требованиям), а с другой стороны, расширено за счет включения в его содержание субъектов публичного права, обязанных к уплате обязательных платежей.
4. Денежное обязательство - это разновидность гражданско-правового обязательства, по которому должник обязуется перед кредитором уплатить денежную сумму. Основанием возникновения таких обязательств могут быть не только договоры, но и причинение вреда, неосновательное обогащение и др. (ст.8 ГК РФ).
5. Под обязательными платежами как собирательным понятием понимаются платежи в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований) и в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ).
6. Руководителем должника признается единоличный исполнительный орган юридического лица либо руководитель коллегиального исполнительного органа (директор, генеральный директор, управляющий), а также иное лицо (например, заместитель директора), осуществляющее деятельность от имени юридического лица без доверенности. Руководитель должника - юридического лица выступает от имени юридического в силу закона или учредительных документов (ст.53 ГК РФ, ст.273 Трудового кодекса РФ).
7. Понятия "кредиторы", "конкурсные кредиторы" и "уполномоченные органы" определенным образом связаны. Законодатель приравнял к кредиторам наряду с лицами, имеющими права требования к должнику по гражданско-правовым денежным обязательствам, лиц, имеющих права требования к должнику по уплате задолженности по обязательным платежам (субъектов публичного права).
Среди кредиторов особо выделяются конкурсные кредиторы, т.е. кредиторы по гражданско-правовым денежным обязательствам. К конкурсным кредиторам не относятся граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности (привилегированные кредиторы, требования которых подлежат удовлетворению в первую очередь), а также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия (они не имеют права предъявлять какие-либо требования к должнику в процессе его банкротства).
Не относятся к конкурсным кредиторам также уполномоченные органы. Под уполномоченными органами понимаются органы, уполномоченные в соответствии с актами, определяющими статус этих органов, представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересы Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в части требований по денежным обязательствам и обязательным платежам в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы РФ и в государственные внебюджетные фонды.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная налоговая служба.
________________
См.: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст.3961; Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" // СЗ РФ. 2004. N 23. С.2310.
8. Наряду с понятием уполномоченных органов Закон о банкротстве определяет понятия регулирующего органа и органа по контролю (надзору), наделяя каждый из них собственной компетенцией (см. коммент.ст.29).
Регулирующий орган - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банкротства и финансового оздоровления. В настоящее время регулирующим органом является Министерство экономического развития РФ.
________________
См.: Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст.2867.
Орган по контролю (надзору) - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В настоящее время функции органа по контролю (надзору) осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
________________
См.: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // СЗ РФ. 2009. N 25. Ст.3052.
9. Санация не является процедурой банкротства, как то было предусмотрено Законом о банкротстве 1992 г. Санация - это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника или иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника. Указанные меры могут приниматься как в преддверии банкротства должника (гл.II Закона о банкротстве), так и на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, в ходе реализации любой процедуры, применяемой к должнику в деле о банкротстве (ст.113, 125 Закона о банкротстве).
10. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение являются процедурами, применяемыми к должнику в деле о банкротстве (ст.27 Закона о банкротстве). К должнику-гражданину применяются реабилитационные процедуры (реорганизация долгов гражданина и реализация имущества гражданина) и мировое соглашение.
Наблюдение - процедура, которая применяется судом к должнику - юридическому лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве. Основными целями этой процедуры являются обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, ведение реестра кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. Реализация целей указанной процедуры возлагается на арбитражного управляющего, именуемого в данном случае временным управляющим. Процедура наблюдения должна быть завершена с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренного ст.51 Закона о банкротстве (п.3 ст.62 Закона о банкротстве), т.е. процедура наблюдения прекращается с момента принятия судебного акта по результатам рассмотрения дела о банкротстве (ст.75 Закона о банкротстве). Порядок и последствия введения наблюдения определены гл.IV Закона о банкротстве.
Финансовое оздоровление - процедура, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Реализация указанной процедуры, по существу, означает реструктуризацию задолженности должника. Задолженность должна быть погашена должником в соответствии с графиком погашения задолженности. Цели процедуры финансового оздоровления реализует арбитражный управляющий, который называется административным управляющим. Полномочия по управлению должником не передаются административному управляющему. Процедура финансового оздоровления вводится на срок не более двух лет. Порядок и последствия введения финансового оздоровления определены гл.V Закона о банкротстве.
Внешнее управление - процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. При этом в отличие от финансового оздоровления полномочия по управлению должником передаются собранию (комитету) кредиторов и арбитражному управляющему, именуемому внешним управляющим. Руководитель должника отстраняется от выполнения своих обязанностей. Внешний управляющий в целях восстановления платежеспособности должника осуществляет различные меры, как то: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, продажа части имущества должника и т.п. (ст.117 Закона о банкротстве). Процедура внешнего управления вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Порядок и последствия введения внешнего управления определены гл.VI Закона о банкротстве.
Конкурсное производство - собственно процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом. Целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов в очередности, предусмотренной Законом о банкротстве. Реализация указанной цели осуществляется арбитражным управляющим, именуемым конкурсным управляющим. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Порядок и последствия открытия конкурсного производства определены гл.VII Закона о банкротстве.
В деле о банкротстве гражданина используются реабилитационные процедуры: а) реструктуризация долгов гражданина, применяемая в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов, и б) реализация имущества гражданина, применяемая к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Реализация целей этих процедур возлагается на арбитражного управляющего, именуемого финансовым управляющим.
Мировое соглашение - процедура, применяемая на любой стадии производства по делу о банкротстве в целях его прекращения путем достижения соглашения между должником с одной стороны и конкурсными кредиторами и уполномоченными органами с другой об изменении или прекращении обязательств (п.1 ст.150 Закона о банкротстве). Особенности заключения мирового соглашения в рамках той или иной процедуры банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства), требования к форме и содержанию мирового соглашения, последствия его утверждения и иные вопросы регламентируются гл.VIII Закона о банкротстве.
11. Арбитражный управляющий - обобщающее понятие лиц (временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, финансового управляющего), назначаемых судом для реализации соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, реструктуризации долгов гражданина, реализации имущества гражданина), и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве. Арбитражный управляющий признается лицом, участвующим в деле о банкротстве (ст.34 Закона о банкротстве), и пользуется процессуальными правами и обязанностями таких лиц.