БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)


Предисловие к пятому изданию


Настоящее издание является пятым изданием постатейного научно-практического комментария к Закону о банкротстве, подготовленного с учетом изменений, которые внесены в Закон о банкротстве на июль 2016 г.

________________

См.: Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)": постатейный научно-практический / под ред. В.Ф.Попондопуло. М.: Омега-Л, 2003; Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)": постат.науч.-практ. / под ред. В.Ф.Попондопуло. 2-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2004; Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)": постатейный / под ред. В.Ф.Попондопуло. 3-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2011; Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)": постатейный / под ред. В.Ф.Попондопуло. 4-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2015.


Комментарий подготовлен коллективом кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, имеющей определенный опыт в исследовании правовых проблем банкротства и преподавании соответствующей учебной дисциплины. В комментарии проанализированы нормы не только Закона о банкротстве, но и связанные с ними нормы Гражданского кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Закона об исполнительном производстве, ряда других нормативных правовых актов.

________________

См.: Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей. СПб., 1995; Он же. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2001; Он же. Банкротство: правовое регулирование. М., 2012; Он же. Банкротство: правовое регулирование. М., 2016; Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Производство по делам о банкротстве в арбитражном суде. СПб., 2004; Хохлов Д.В., Скворцов О.Ю., Бушев А.Ю. Защита прав предпринимателей при рассмотрении в суде дел о несостоятельности (банкротстве): вопросы теории и судебной практики. М., 2002; и др.


Комментируемый Закон является третьим по счету российским Законом о банкротстве в постсоветской России. Со времени его принятия в 2002 г. в него вносились изменения более пятидесяти раз. Столь частое обновление законодательства о банкротстве допустимо, если оно вызвано изменениями экономической ситуации в стране. К сожалению, не все изменения Закона о банкротстве могут быть объяснены объективными причинами. Многие из них являются результатом лоббирования интересов тех или иных коммерческих и государственных структур.

Первый Закон о банкротстве был принят в 1992 г. В нем нашли отражение основные тенденции развития мирового законодательства о банкротстве, использован как зарубежный, так и отечественный дореволюционный опыт правового регулирования отношений банкротства. Закон учитывал также особенности переходного периода в России. В частности, по этой причине в него не были включены нормы о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Закон имел ряд недостатков, которые затрудняли его применение. Например, он не регламентировал особенностей судопроизводства по делам о банкротстве, сопровождался многочисленными подзаконными правовыми актами. Однако это уже был законодательный акт, в соответствии с которым стало возможным проведение конкурсного процесса. Ежегодно признавались банкротами несколько тысяч должников - юридических лиц.

________________

См.: Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" // Ведомости РФ. 1993. N 1. Ст.6.


В 1998 г. был принят второй Закон о банкротстве, который отражал новые условия экономического развития страны. Этот Закон более подробно, чем прежний, регулировал различные отношения, возникающие в связи с банкротством лиц. В частности, в нем был расширен круг лиц, которые могли признаваться банкротами: коммерческие организации (за исключением казенных предприятий); некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов; граждане, в том числе не являющиеся индивидуальными предпринимателями (хотя соответствующие положения Закона и не вступили в действие). Закон по существу был законодательным актом прямого действия, содержал развернутую главу об особенностях судопроизводства по делам о банкротстве. В то же время Закон имел ряд недостатков, вызывавших необходимость его изменения.

________________

См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст.222.


В 2002 г. был принят Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который содержит главу 28 "Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)". Это обстоятельство также предопределило необходимость принятия нового, ныне действующего Закона о банкротстве 2002 г., который отличается от предыдущих законов значительно большим законодательным массивом. Если Закон 1992 г. содержал 51 статью, а Закон 1998 г. - 189 статей, то в действующем Законе о банкротстве с учетом дополнений, внесенных в него, их около 400. Появились новые правовые институты и нормы, например институты финансового оздоровления, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, нормы о проверке обоснованности заявленных требований в судебном заседании в целях введения процедуры наблюдения, переход из конкурсного производства во внешнее управление, банкротство стратегических организаций.

К наиболее заметным новеллам Закона о банкротстве 2002 г. можно отнести также следующие: значительно расширен круг лиц, которые могут быть признаны банкротами (физические лица; юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций, некоторых других); существенно сближены права конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (получают удовлетворение своих требований в третью очередь, принимают участие в голосовании по вопросу заключения мирового соглашения); изменилось правовое положение прокурора в арбитражном процессе (исключен из числа лиц, имеющих право обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом); более детально регламентированы процедуры созыва и проведения собрания кредиторов и комитета кредиторов, полномочия арбитражных управляющих, судопроизводство по делам о банкротстве, что, безусловно, повысило гарантии прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В 2014 г. в Закон о банкротстве внесен еще ряд существенных изменений и дополнений, в частности:

- глава IX Закона о банкротстве "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц" дополнена новым § 4.1 "Банкротство кредитных организаций". Соответственно, утратил силу действовавший до этого Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

- глава X Закона о банкротстве "Банкротство граждан" дополнена новым § 1.1 "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина", который вступил в силу с 1 октября 2015 г.

Были внесены изменения и дополнения также в другие федеральные законы: ГК РФ, АПК РФ, Закон об исполнительном производстве и ряд других законодательных актов, регулирующих отношения банкротства.

________________

См.: Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст.4849.


В целях организации исполнения законодательства о банкротстве были приняты новые постановления Правительства РФ, нормативные акты регулирующего органа - Министерства экономического развития РФ.

По мере выявления проблем, связанных с применением действующего Закона о банкротстве, были приняты также соответствующие постановления Пленума ВАС РФ и информационные письма Президиума ВАС РФ.

Указанные изменения, дополнения и разъяснения Закона о банкротстве, которые появились после начала его применения, предопределили необходимость переиздания настоящего Комментария.

В Комментарии по мере необходимости делаются ссылки на научную литературу, на судебную практику, взаимные отсылки к связанным статьям Закона о банкротстве, ГК РФ, АПК РФ, других федеральных законов. Комментарий сопровождается кратким алфавитно-предметным указателем.

Комментарий предназначен для широкого круга читателей, научных и практических специалистов в области банкротства: судей, арбитражных управляющих, юрисконсультов, нотариусов, адвокатов, а также для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических вузов.

Комментарий к главе I. Общие положения     

Комментарий к статье 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Коммент.ст. определяет сферу регулирования Закона о банкротстве, круг субъектов банкротства, а также соотношение Закона о банкротстве с другими федеральными законами и актами международного права.

2. Законодательство о банкротстве является комплексным и состоит из федеральных законов и подзаконных правовых актов, содержащих в себе нормы частного и публичного права, направленных на урегулирование взаимосвязанных в реальной действительности отношений, возникающих в связи с банкротством должника, т.е. при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Гражданский кодекс РФ, являясь общим законодательным актом, содержит непосредственно ряд правил о банкротстве, в частности ст.25 "Несостоятельность (банкротство) гражданина" и ст.65 "Несостоятельность (банкротство) юридического лица". ГК РФ содержит и другие правовые нормы, как специально регулирующие отношения банкротства (п.6 ст.61, п.4 ст.62, п.3 и 4 ст.63, п.3 ст.64, п.2 ст.67.3 и др.), так и являющиеся общими для отношений гражданского оборота (нормы гражданского права о сроках, сделках, юридических лицах, вещных правах, обязательствах и др.).

Многие правила Закона о банкротстве существенно отличаются от правил ГК РФ. Например, в Законе о банкротстве предусмотрены дополнительные признаки банкротства, установлены более детальные правила очередности удовлетворения требований кредиторов и др. Из ГК РФ следует, что нормы гражданского права, содержащиеся в Законе о банкротстве и касающиеся оснований признания судом должника банкротом, порядка реализации его имущества, очередности удовлетворения требований кредиторов, являются специальными по отношению к нормам ГК РФ и обладают приоритетом в процессе правоприменения (ст.25, 65 ГК РФ). В остальной части нормы Закона о банкротстве должны соответствовать нормам ГК РФ (п.2 ст.3 ГК РФ).

Процессуальные нормы Закона о банкротстве также являются специальными по отношению к нормам общего процессуального законодательства. Дела о банкротстве граждан и юридических лиц рассматриваются судом по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством (ст.223 АПК РФ), с особенностями, установленными Законом о банкротстве (ст.33 Закона о банкротстве). В Законе о банкротстве содержится много особенностей, связанных со всеми стадиями производства по делу о банкротстве - от возбуждения производства по делу до исполнения судебных актов по делу о банкротстве. Следует учитывать, что процессуальные нормы Закона о банкротстве, в свою очередь, также подразделяются на общие и специальные нормы права. Особенности рассмотрения дел о банкротстве, установленные гл.III Закона о банкротстве, применяются, если иное не предусмотрено другими главами Закона о банкротстве (п.2 ст.32 Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве является специальным актом и в отношении других федеральных законов, например Закона об исполнительном производстве. Это следует из норм обоих законов, которые свидетельствуют о том, что принудительное исполнение решений суда по делу о банкротстве (формирование конкурсной массы, реализация имущества несостоятельного должника, распределение денежных средств между его кредиторами и т.п.) осуществляется по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве, а не по правилам Закона об исполнительном производстве (ст.40, 47, 69.1, 96 Закона об исполнительном производстве, ст.63, 81 Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве является законодательным актом прямого действия, хотя он содержит и некоторое количество норм отсылочного характера. В целях реализации этого Закона в нем предусмотрено принятие ряда нормативных правовых актов на уровне подзаконных правовых актов. Например, в Законе о банкротстве предусмотрена компетенция различных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства (см. коммент.ст.29), которая должна быть отражена в положениях о соответствующих органах.

Необходимо отметить факт проведенной в последнее время консолидации законодательства о банкротстве. В Закон о банкротстве были включены нормы об особенностях банкротства субъектов естественных монополий (ст.197-201), которые до 1 июля 2009 г. были сосредоточены в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (утратил силу с 1 июля 2009 г.), нормы об особенностях банкротства стратегических организаций (ст.190-196), которые ранее содержались по большей части в подзаконных нормативных правовых актах Правительства РФ и регулирующего органа, нормы о банкротстве кредитных организаций (ст.189.7-189.105), которые ранее содержались в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Закон о банкротстве дополнен также новым § 1.1 гл.X "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина", который вступает в силу с 1 октября 2015 г.

3. В п.2 и 3 Закона о банкротстве определяется круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными.

Во-первых, в число лиц, которые могут быть признаны банкротами, включены граждане, как являющиеся, так и не являющиеся индивидуальными предпринимателями. В соответствии со ст.25 ГК РФ гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан банкротом по решению суда. Основания, порядок и последствия признания гражданина банкротом, очередность удовлетворения требований кредиторов, порядок применения процедур в деле о банкротстве гражданина устанавливаются гл.X Закона о банкротстве.

В соответствии с п.3 коммент.ст. отношения, связанные с банкротством граждан, включая индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом о банкротстве. Нормы, регулирующие банкротство граждан, включая индивидуальных предпринимателей, содержащиеся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон о банкротстве. Таким образом, подчеркивается специальный характер норм о банкротстве граждан, содержащихся в Законе о банкротстве, и обеспечивается их согласованное действие с нормами о банкротстве, содержащимися в других федеральных законах, что в конечном счете направлено на обеспечение прав и законных интересов граждан, в отношении которых применяется законодательство о банкротстве.

Во-вторых, Законом установлено, что юридические лица, которые могут быть признаны банкротами, определяются в соответствии с ГК РФ. Статьей 65 ГК РФ определено, что банкротами могут быть признаны все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Особое положение в этом отношении занимают государственные корпорации и публичные фонды.

Казенные предприятия и учреждения не могут быть признаны банкротами. Это объясняется тем, что указанные юридические лица наделяются собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) имуществом на праве оперативного управления и практически полностью контролируются им. Собственник несет субсидиарную ответственность по долгам указанных юридических лиц при недостаточности их имущества (ст.113, 123.21, 296-298 ГК РФ). Поэтому требования их кредиторов в любом случае могут быть удовлетворены полностью.

Что касается политических партий и религиозных организаций, то они могли бы признаваться банкротами, поскольку являются собственниками имущества и осуществляют деятельность (а также могут осуществлять приносящую доход деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям, - ст.50, ст.123.4 ГК РФ), могут быть должниками по денежным обязательствам и обязательным платежам. Видимо, изъятие указанных организаций из числа лиц, которые могут быть признаны банкротами, объясняется особым значением политических партий и религиозных организаций в развивающемся российском обществе, обеспечением гарантий идеологического и религиозного многообразия (ст.13, 14 Конституции РФ).

Законодательство о государственных корпорациях и публичных фондах практически исключает их банкротство. Государственные корпорации (Российская корпорация нанотехнологий, Государственная корпорация "Ростехнологии", Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная компания "Автодор", Внешэкономбанк) могут быть признаны банкротами, если это допускается федеральными законами, предусматривающими их создание. Публичные фонды (Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Фонд перспективных исследований) не могут быть признаны банкротами, если это установлено законами, предусматривающими создание и деятельность таких фондов. Например, п.11 ст.2 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" предусмотрено, что к процедуре ликвидации учрежденного названным законом Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства не применяются правила, предусмотренные законодательством о банкротстве.

По-видимому, законодатель стремится обезопасить имущество государственных корпораций и публичных фондов, являющееся фактически государственным имуществом, от возможных рисков, связанных с обращением взыскания на него по основаниям банкротства и переходом такого имущества в частную собственность. Однако по большому счету такой подход означает не что иное, как законодательное установление двойных стандартов в отношении государственной и частной собственности, государственных и частных компаний.

4. Определяя соотношение норм Закона о банкротстве и правил о банкротстве, содержащихся в международных договорах РФ, законодатель устанавливает верховенство правил международных договоров РФ (п.4 коммент.ст.), что в полной мере соответствует принципам соотношения национального и международного права (п.4 ст.15 Конституции РФ, ст.7 ГК РФ).

В соответствии с п.5 коммент.ст. на иностранных кредиторов (граждан и юридических лиц) по делам о банкротстве российских должников распространяется национальный правовой режим, если иной (более благоприятный) правовой режим не предусмотрен международным договором РФ.

Понятия "иностранный гражданин" и "иностранное юридическое лицо" в международном частном праве определяются по-разному. Иностранным гражданином следует признать лицо, обладающее гражданством иностранного государства (ст.1195 ГК РФ, ст.3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"), иностранным юридическим лицом - юридическое лицо, учрежденное по законам иностранного государства (ст.1202 ГК РФ, ст.2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

________________

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.