1. Коммент.ст. определяет сферу регулирования Закона о банкротстве, круг субъектов банкротства, а также соотношение Закона о банкротстве с другими федеральными законами и актами международного права.
2. Законодательство о банкротстве является комплексным и состоит из федеральных законов и подзаконных правовых актов, содержащих в себе нормы частного и публичного права, направленных на урегулирование взаимосвязанных в реальной действительности отношений, возникающих в связи с банкротством должника, т.е. при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Гражданский кодекс РФ, являясь общим законодательным актом, содержит непосредственно ряд правил о банкротстве, в частности ст.25 "Несостоятельность (банкротство) гражданина" и ст.65 "Несостоятельность (банкротство) юридического лица". ГК РФ содержит и другие правовые нормы, как специально регулирующие отношения банкротства (п.6 ст.61, п.4 ст.62, п.3 и 4 ст.63, п.3 ст.64, п.2 ст.67.3 и др.), так и являющиеся общими для отношений гражданского оборота (нормы гражданского права о сроках, сделках, юридических лицах, вещных правах, обязательствах и др.).
Многие правила Закона о банкротстве существенно отличаются от правил ГК РФ. Например, в Законе о банкротстве предусмотрены дополнительные признаки банкротства, установлены более детальные правила очередности удовлетворения требований кредиторов и др. Из ГК РФ следует, что нормы гражданского права, содержащиеся в Законе о банкротстве и касающиеся оснований признания судом должника банкротом, порядка реализации его имущества, очередности удовлетворения требований кредиторов, являются специальными по отношению к нормам ГК РФ и обладают приоритетом в процессе правоприменения (ст.25, 65 ГК РФ). В остальной части нормы Закона о банкротстве должны соответствовать нормам ГК РФ (п.2 ст.3 ГК РФ).
Процессуальные нормы Закона о банкротстве также являются специальными по отношению к нормам общего процессуального законодательства. Дела о банкротстве граждан и юридических лиц рассматриваются судом по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством (ст.223 АПК РФ), с особенностями, установленными Законом о банкротстве (ст.33 Закона о банкротстве). В Законе о банкротстве содержится много особенностей, связанных со всеми стадиями производства по делу о банкротстве - от возбуждения производства по делу до исполнения судебных актов по делу о банкротстве. Следует учитывать, что процессуальные нормы Закона о банкротстве, в свою очередь, также подразделяются на общие и специальные нормы права. Особенности рассмотрения дел о банкротстве, установленные гл.III Закона о банкротстве, применяются, если иное не предусмотрено другими главами Закона о банкротстве (п.2 ст.32 Закона о банкротстве).
Закон о банкротстве является специальным актом и в отношении других федеральных законов, например Закона об исполнительном производстве. Это следует из норм обоих законов, которые свидетельствуют о том, что принудительное исполнение решений суда по делу о банкротстве (формирование конкурсной массы, реализация имущества несостоятельного должника, распределение денежных средств между его кредиторами и т.п.) осуществляется по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве, а не по правилам Закона об исполнительном производстве (ст.40, 47, 69.1, 96 Закона об исполнительном производстве, ст.63, 81 Закона о банкротстве).
Закон о банкротстве является законодательным актом прямого действия, хотя он содержит и некоторое количество норм отсылочного характера. В целях реализации этого Закона в нем предусмотрено принятие ряда нормативных правовых актов на уровне подзаконных правовых актов. Например, в Законе о банкротстве предусмотрена компетенция различных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства (см. коммент.ст.29), которая должна быть отражена в положениях о соответствующих органах.
Необходимо отметить факт проведенной в последнее время консолидации законодательства о банкротстве. В Закон о банкротстве были включены нормы об особенностях банкротства субъектов естественных монополий (ст.197-201), которые до 1 июля 2009 г. были сосредоточены в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (утратил силу с 1 июля 2009 г.), нормы об особенностях банкротства стратегических организаций (ст.190-196), которые ранее содержались по большей части в подзаконных нормативных правовых актах Правительства РФ и регулирующего органа, нормы о банкротстве кредитных организаций (ст.189.7-189.105), которые ранее содержались в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Закон о банкротстве дополнен также новым § 1.1 гл.X "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина", который вступает в силу с 1 октября 2015 г.
3. В п.2 и 3 Закона о банкротстве определяется круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными.
Во-первых, в число лиц, которые могут быть признаны банкротами, включены граждане, как являющиеся, так и не являющиеся индивидуальными предпринимателями. В соответствии со ст.25 ГК РФ гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан банкротом по решению суда. Основания, порядок и последствия признания гражданина банкротом, очередность удовлетворения требований кредиторов, порядок применения процедур в деле о банкротстве гражданина устанавливаются гл.X Закона о банкротстве.
В соответствии с п.3 коммент.ст. отношения, связанные с банкротством граждан, включая индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом о банкротстве. Нормы, регулирующие банкротство граждан, включая индивидуальных предпринимателей, содержащиеся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон о банкротстве. Таким образом, подчеркивается специальный характер норм о банкротстве граждан, содержащихся в Законе о банкротстве, и обеспечивается их согласованное действие с нормами о банкротстве, содержащимися в других федеральных законах, что в конечном счете направлено на обеспечение прав и законных интересов граждан, в отношении которых применяется законодательство о банкротстве.
Во-вторых, Законом установлено, что юридические лица, которые могут быть признаны банкротами, определяются в соответствии с ГК РФ. Статьей 65 ГК РФ определено, что банкротами могут быть признаны все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Особое положение в этом отношении занимают государственные корпорации и публичные фонды.
Казенные предприятия и учреждения не могут быть признаны банкротами. Это объясняется тем, что указанные юридические лица наделяются собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) имуществом на праве оперативного управления и практически полностью контролируются им. Собственник несет субсидиарную ответственность по долгам указанных юридических лиц при недостаточности их имущества (ст.113, 123.21, 296-298 ГК РФ). Поэтому требования их кредиторов в любом случае могут быть удовлетворены полностью.
Что касается политических партий и религиозных организаций, то они могли бы признаваться банкротами, поскольку являются собственниками имущества и осуществляют деятельность (а также могут осуществлять приносящую доход деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям, - ст.50, ст.123.4 ГК РФ), могут быть должниками по денежным обязательствам и обязательным платежам. Видимо, изъятие указанных организаций из числа лиц, которые могут быть признаны банкротами, объясняется особым значением политических партий и религиозных организаций в развивающемся российском обществе, обеспечением гарантий идеологического и религиозного многообразия (ст.13, 14 Конституции РФ).
Законодательство о государственных корпорациях и публичных фондах практически исключает их банкротство. Государственные корпорации (Российская корпорация нанотехнологий, Государственная корпорация "Ростехнологии", Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная компания "Автодор", Внешэкономбанк) могут быть признаны банкротами, если это допускается федеральными законами, предусматривающими их создание. Публичные фонды (Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Фонд перспективных исследований) не могут быть признаны банкротами, если это установлено законами, предусматривающими создание и деятельность таких фондов. Например, п.11 ст.2 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" предусмотрено, что к процедуре ликвидации учрежденного названным законом Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства не применяются правила, предусмотренные законодательством о банкротстве.
По-видимому, законодатель стремится обезопасить имущество государственных корпораций и публичных фондов, являющееся фактически государственным имуществом, от возможных рисков, связанных с обращением взыскания на него по основаниям банкротства и переходом такого имущества в частную собственность. Однако по большому счету такой подход означает не что иное, как законодательное установление двойных стандартов в отношении государственной и частной собственности, государственных и частных компаний.
4. Определяя соотношение норм Закона о банкротстве и правил о банкротстве, содержащихся в международных договорах РФ, законодатель устанавливает верховенство правил международных договоров РФ (п.4 коммент.ст.), что в полной мере соответствует принципам соотношения национального и международного права (п.4 ст.15 Конституции РФ, ст.7 ГК РФ).
В соответствии с п.5 коммент.ст. на иностранных кредиторов (граждан и юридических лиц) по делам о банкротстве российских должников распространяется национальный правовой режим, если иной (более благоприятный) правовой режим не предусмотрен международным договором РФ.
Понятия "иностранный гражданин" и "иностранное юридическое лицо" в международном частном праве определяются по-разному. Иностранным гражданином следует признать лицо, обладающее гражданством иностранного государства (ст.1195 ГК РФ, ст.3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"), иностранным юридическим лицом - юридическое лицо, учрежденное по законам иностранного государства (ст.1202 ГК РФ, ст.2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
________________
Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев И.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть третья. М., 2002. С.219, 237.
СЗ РФ. 2002. N 22. Ст.2031.
СЗ РФ. 1995. N 42. Ст.3923.
В п.6 коммент.ст. установлено, что решения судов иностранных государств по делам о банкротстве признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. Это правило Закона о банкротстве соответствует общему правилу о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, установленному процессуальным законодательством (ст.241 АПК РФ). В то же время Закон о банкротстве предусматривает исключение из указанного правила: при отсутствии международных договоров РФ решения судов иностранных государств по делам о банкротстве признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.