1. Статус городского округа как вида муниципального образования определен в ст.2 комментируемого Закона. Городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого:
1) осуществляют полномочия по решению установленных комментируемым Законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района;
2) могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии следующих оснований:
1) сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных комментируемой статьей вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ;
2) сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных ст.15 комментируемого Закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения (см. об этом подробнее комментарий к ч.2 ст.11 Закона).
Таким образом, в перечень вопросов местного значения городского округа включены вопросы, отнесенные к компетенции городских (сельских) поселений и муниципальных районов положениями ст.14 и 15 Закона (см. комментарии к указанным статьям).
Учитывая изложенное, в рамках комментируемой статьи обратим внимание на ряд следующих аспектов:
1) согласно п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
- принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
- ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;
- участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа;
2) в соответствии с ч.4 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования;
3) в силу ч.5 ст.27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных ч.1 ст.27 ВК РФ, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского округа, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского округа;
4) положениями ч.3 ст.8 ГрК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2017 года) закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:
- подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;
- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;
- утверждение правил землепользования и застройки городских округов;
- утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
- выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;
- ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;
- принятие решений о развитии застроенных территорий;
- проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
- разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов.
2. Федеральный закон от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ввел два новых вида муниципальных образований:
а) городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта РФ образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;