1. Большинство вопросов, на решение которых в контексте комментируемой статьи имеют право органы местного самоуправления муниципального района, во многом аналогично соответствующим вопросам, закрепленным за органами местного самоуправления поселений нормами ст.14.1 комментируемого Закона. В частности, речь идет о таких вопросах, как:
1) создание музеев муниципального района (см. комментарий к п.1 ч.1 ст.14.1 Закона; см. также постановление Руководителя Исполкома муниципального образования "Новошешминский муниципальный район" от 3 июля 2008 года N 92 "О создании музея Новошешминского муниципального района", решение Думы Партизанского муниципального района от 26 мая 2006 года N 236 "О Положении "Об организации музеев в Партизанском муниципальном районе", решение Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 2 декабря 2008 года N 448 "Об утверждении Положения о создании и организации деятельности музеев в Хабаровском муниципальном районе");
2) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству (см. комментарий к п.4 ч.1 ст.14.1 Закона; см. также постановление администрации Саратовского муниципального района от 21 декабря 2011 года N 3525 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Установление опеки или попечительства над несовершеннолетними, недееспособными совершеннолетними гражданами", решение Совета депутатов Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 17 июня 2010 года N 225 "О ежемесячном денежном пособии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в приемные семьи", постановление Администрации Калачинского муниципального района Омской области от 5 ноября 2015 года N 217-п "Об утверждении административных Регламентов по предоставлению государственных услуг в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними");
3) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района (см. комментарий к п.6 ч.1 ст.14.1 Закона; см. также постановление Администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области от 22 февраля 2013 года N 175-п "О совете по делам национально-культурных автономий" (вместе с "Положением о совете по делам национально-культурных автономий при администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области", "Составом совета по делам национально-культурных автономий при администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области"), постановление администрации Лихославльского района от 5 августа 2013 года N 150-1 "О Совете по делам национальностей и национально-культурных автономий Лихославльского района" (вместе с "Положением о Совете по делам национальностей и национально-культурных автономий Лихославльского района"));
4) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района (см. комментарий к п.7 ч.1 ст.14.1 Закона; см. также постановление администрации муниципального образования Отрадненский район Краснодарского края от 10 сентября 2015 года N 513 "Об утверждении муниципальной программы "Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Отрадненском районе", постановление администрации муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области от 30 июня 2015 года N 513-п "Об утверждении муниципальной Программы "Гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений на территории Сакмарского района Оренбургской области на 2015-2020 годы");
5) создание условий для развития туризма (см. комментарий к п.9 ч.1 ст.14.1 Закона; см. также постановление Администрации муниципального образования "Майкопский район" от 7 ноября 2013 года N 90-н "Об утверждении муниципальной Программы муниципального образования "Майкопский район" - "Развитие туризма", решение Совета местного самоуправления Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 26 февраля 2016 года N 32/246 "Об утверждении Положения о создании условий для развития туризма на территории Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики", постановление Администрации Белоярского района от 9 декабря 2013 года N 1802 "Об утверждении муниципальной программы Белоярского района "Развитие малого и среднего предпринимательства и туризма в Белоярском районе на 2014-2020 годы", постановление администрации Петровского муниципального района от 21 ноября 2013 года N 1381 "О муниципальной программе "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Петровском муниципальном районе Саратовской области до 2020 года");
6) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания (см. комментарий к п.10 ч.1 ст.14.1 Закона);
7) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (см. комментарий к п.11 ч.1 ст.14.1 Закона; см. также постановление администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края от 14 августа 2015 года N 880 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Новоалександровского муниципального района субсидий общественным объединениям ветеранов, инвалидов и иным социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социально значимых программ и мероприятий", постановление администрации Рыбинского муниципального района от 4 июня 2012 года N 1016 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление районным общественным объединениям ветеранов и инвалидов субсидии на финансирование расходов, связанных с осуществлением ими своей уставной деятельности, в том числе проведение мероприятий", постановление администрации Ростовского муниципального района от 29 июня 2011 года N 1333 "О финансовой поддержке деятельности местных общественных объединений ветеранов, инвалидов и иных общественных организаций социальной направленности");
8) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса (см. комментарий к п.3 ч.1 ст.14.1 Закона; см. также постановление Главы администрации муниципального образования Таштыпский район от 15 сентября 2010 года N 1102 "Об утверждении Регламента Администрации муниципального образования Таштыпский район по совершению нотариальных действий на межселенной территории", постановление Администрации Елизовского муниципального района Камчатского края от 13 февраля 2015 года N 135 "Об утверждении порядка совершения нотариальных действий должностными лицами органа местного самоуправления Елизовского муниципального района");
9) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (см. комментарий к п.12 ч.1 ст.14.1 Закона);
10) осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений" (см. комментарий к п.15 ч.1 ст.14.1 Закона).
Вместе с тем, органам местного самоуправления муниципального района предоставлено право решения ряда вопросов, не включенных в перечень, установленный для органов местного самоуправления городского, сельского поселения. Речь, в частности, идет о следующих вопросах:
1) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года (см. п.7 ч.1 комментируемой статьи). Аналогичная норма приведена в ч.3 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (см. п.11 ч.1 комментируемой статьи). Согласно ст.11 указанного закона уполномоченные органы местного самоуправления в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов вправе:
- организовывать заготовку, хранение, транспортировку и обеспечение безопасности донорской крови и (или) ее компонентов в созданных не позднее 1 января 2006 года структурных подразделениях медицинских организаций, подведомственных уполномоченным органам местного самоуправления;
- осуществлять мероприятия по организации, развитию и пропаганде донорства крови и ее компонентов;
- создавать условия для развития службы крови и реализации региональных программ развития службы крови.
2. О решении органами местного самоуправления муниципального района вопросов, указанных в ч.2 комментируемой статьи, см. комментарий к ч.2 ст.14.1 комментируемого Закона.