Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 15. Основные обязанности гражданского служащего

1. Статьей 15 комментируемого Закона устанавливаются общие для всех гражданских служащих обязанности. Дополнительно к общим существуют также специальные обязанности, которые в зависимости от конкретной должности устанавливаются в должностном регламенте гражданского служащего.

Определяющую роль при прохождении гражданской службы играет обязанность гражданского служащего соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и иное законодательство РФ можно назвать общегражданской обязанностью, закрепленной в ст.15 Конституции РФ. Кроме того, гражданская служба неразрывно связана с государством, т.к. призвана обеспечить выполнение его функций. И эта связь осуществляется, в т.ч. через нормативные правовые акты. Соблюдение гражданским служащим Конституции РФ, иного законодательства РФ направлено на достижение целей гражданской службы. Нарушение данной обязанности приводит к бессмысленности дальнейшего нахождения гражданского служащего на государственной гражданской службе.

Исполнение гражданским служащим обязанности по обеспечению исполнения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, полагаем, зависит от его должности. Гражданские служащие, занимающие руководящие должности, обязаны обеспечить соблюдение Конституции РФ и иного законодательства РФ своими подчиненными. Гражданские служащие, в обязанности которых входит работа с документами, обязаны обеспечить их соответствие законодательству РФ, а также обеспечить соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ исполнителями данных документов.

Гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Данная обязанность обязана исполняться в силу того, что гражданский служащий, поступая на службу, добровольно соглашается с данными обязанностями и принимает их на себя.

На гражданского служащего возлагается обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. Данная обязанность исходит из принципа подчиненности на государственной гражданской службе. Однако, законодателем особо оговорено, что гражданский служащий обязан выполнять только те поручения вышестоящих руководителей, которые даны ими в пределах установленных полномочий. Поручения, выходящие за пределы полномочий, равно как и нарушающие законодательство, исполняться гражданским служащим не должны.

В соответствии с п.4 ч.1 комментируемой статьи гражданский служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Так как государство реализует свои функции, в т.ч. и через систему государственной службы, то в силу этого гражданский служащий также обязан обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод человека, гражданина и организации (как структуры, созданной гражданами, лицами без гражданства, иностранными гражданами в соответствии с законодательством).

При прохождении гражданской службы гражданский служащий обязан соблюдать служебный распорядок государственного органа (см., например, приказ Министерства энергетики РФ от 27 июля 2015 года N 507 "Об утверждении служебного распорядка Министерства энергетики Российской Федерации", приказ Минфина России от 1 сентября 2015 года N 138н "Об утверждении Служебного распорядка Министерства финансов Российской Федерации", приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 5 сентября 2014 года N 280 "О служебном распорядке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" и др.).

Служебный распорядок государственного органа в соответствии со ст.56 комментируемого Закона определяется локальным нормативным актом, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.

Служебный распорядок регламентирует:

а) продолжительность служебного времени. Как правило, нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю при пятидневной служебной неделе;

б) начало и окончание служебного времени. По общему правилу служебное время устанавливается с 9 до 18 часов (в пятницу служебное время может устанавливаться с 9 до 17 часов). Однако служебным распорядком государственного органа может устанавливаться иное начало и окончание служебного времени.

Кроме того, для гражданского служащего может устанавливаться ненормированный служебный день. Перечень должностей (групп должностей), которым устанавливается ненормированный служебный день, должен быть указан в служебном распорядке;

в) время отдыха. В частности, гражданским служащим предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков (например, за выслугу лет, за ненормированный служебный день). Служебным распорядком должна устанавливаться продолжительность основного и дополнительных оплачиваемых отпусков;

г) время перерыва для отдыха и питания. Как правило, перерыв для отдыха и питания составляет 1 час либо 45 минут. При этом служебным распорядком государственного органа может устанавливаться иное время перерыва для отдыха и питания;

д) выходные и нерабочие праздничные дни. При нормальной продолжительности служебного времени выходными днями являются суббота и воскресенье. В соответствии с законодательством РФ в предпраздничные дни продолжительность служебного дня сокращается на 1 час, а при совпадении выходного и праздничного дня осуществляется перенос выходного дня.

Гражданский служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Указанная обязанность направлена, прежде всего, на повышение эффективности гражданской службы.

Необходимый уровень квалификации может поддерживаться как путем самообразования, совершенствования своей деятельности в процессе осуществления своих должностных обязанностей, так и путем профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки. Без уважительных причин гражданский служащий не имеет права отказываться от прохождения по поручению представителя нанимателя программ повышения квалификации или переподготовки (см. определение Московского городского суда от 15 августа 2014 года N 4г-8282/14).

Обязанность, установленная п.7 ч.1 комментируемой статьи, содержит в себе запрет на разглашение гражданским служащим сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Законом РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" определен состав сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. К государственной тайне могут быть отнесены сведения в военной области, экономики, науки и техники, внешней политики, разведывательной и оперативной розыскной деятельности, контрразведки. Этим же законом определен порядок отнесения сведений к государственной тайне, порядок допуска к сведениям, составляющим государственную тайну и целый ряд других вопросов.

Кроме Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" состав сведений, отнесенных к государственной тайне, и порядок доступа к ним регламентируются:

1) Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне";

2) постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 года N 210 "Об утверждении списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну";

3) постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года N 63 "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне".

В настоящее время российское законодательство содержит целый ряд нормативных правовых актов, относящих те или иные сведения к категории ограниченного доступа. Так, например, налоговая тайна регламентируется ст.102 и 313 НК РФ, банковская тайна - ст.857 ГК РФ, Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Категория "коммерческая тайна" раскрывается Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". Состав врачебной тайны определен Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Состав адвокатской тайны раскрывается Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

В силу специфики деятельности органов государственной власти гражданские служащие при исполнении должностных обязанностей могут работать со сведениями, составляющими банковскую, налоговую, нотариальную, тайну ломбарда, тайну связи, тайну завещания, тайну усыновления, тайну судопроизводства, отдельные сведения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и другие виды информации ограниченного доступа. В этой связи представляется необходимой четкая регламентация в служебном контракте видов сведений ограниченного доступа, с которыми в силу должностных обязанностей предстоит работать гражданскому служащему.

Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей. К такому имуществу относятся оргтехника, средства связи, транспорт, денежные средства, выделенные для служебных расходов.