Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

1. Частью 1 комментируемой статьи определено, что должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам составляют перечни, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.

Юридическое значение Реестра заключается в том, что он, являясь источником систематизации должностей федеральной государственной гражданской службы, обязателен для всех федеральных государственных органов. Формирование штатных расписаний федеральных государственных органов должно опираться на предложенную Реестром классификацию, в связи с чем, изменение или дополнение наименований должностей в штатных расписаниях государственных органов представляется неправомерным. Исключение из реестра должностей означает юридическое прекращение существования должности федеральной государственной гражданской службы, а значит должно вести к изменениям и в штатных расписаниях федеральных государственных органов. Правовой статус должности федеральной государственной гражданской службы начинается не с момента учреждения ее в штанном расписании государственного органа, а с момента включения ее в Реестр должностей государственной гражданской службы.

В штатных расписаниях допускается двойное наименование должности федеральной государственной гражданской службы в случае, если:

- заместитель руководителя государственного органа является руководителем структурного подразделения этого органа;

- заместитель руководителя структурного подразделения государственного органа является руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа;

- заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти является статс-секретарем этого органа;

- лицо, замещающее должность заместителя руководителя государственного органа, руководителя структурного подразделения государственного органа или его заместителя либо иную должность федеральной государственной гражданской службы, является главным бухгалтером или его заместителем;

- на руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций главного государственного инспектора РФ (заместителя главного государственного инспектора РФ) с указанием в наименовании должности сферы деятельности или функций главного государственного санитарного врача РФ (заместителя главного государственного санитарного врача РФ), главного государственного регистратора РФ (заместителя главного государственного регистратора РФ), главного судебного пристава РФ (заместителя главного судебного пристава РФ);

- на руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение контрольных и надзорных функций с указанием в наименовании должности сферы деятельности;

- на руководителя (заместителя руководителя) территориального органа федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций главного государственного инспектора (заместителя главного государственного инспектора) с указанием в наименовании должности сферы деятельности или функций главного государственного санитарного врача (заместителя главного государственного санитарного врача), главного государственного регистратора (заместителя главного государственного регистратора), главного судебного пристава (заместителя главного судебного пристава);

- на руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава);

- на федерального государственного гражданского служащего возлагается исполнение функций государственного регистратора.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы". Реестр подразделен на разделы, соответствующие федеральным государственным органам, например, Раздел 1 - Перечень должностей в Администрации Президента РФ, Раздел 2 - Перечень должностей в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Раздел 17 - Перечень должностей в прокуратуре РФ.

Каждой должности Реестра присвоен регистрационный номер (код), состоящий из семи цифр, первая и вторая которых соответствуют порядковому номеру раздела Реестра, третья цифра - категории должности ("руководители" - 1, "помощники (советники)" - 2, "специалисты" - 3, "обеспечивающие специалисты" - 4), четвертая цифра - группе должностей (высшая - 1, главная - 2, ведущая - 3, старшая - 4, младшая - 5), пятая, шестая и седьмая цифры - порядковому номеру должности в разделе Реестра.

2. Частью 2 комментируемой статьи установлено, что должности государственной гражданской службы субъекта РФ в государственных органах субъекта РФ учреждаются с учетом структуры этих органов и классифицируются по категориям и группам, предусмотренным ст.9 комментируемого Закона. Следовательно, классификация должностей гражданской службой субъектов РФ такая же, как и на федеральной гражданской службе Российской Федерации.

Должности в государственных органах субъекта РФ учреждаются на основе реестра, который утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. В одних субъектах реестры должностей гражданской службы утверждены отдельными законами, например, в Приморском крае должности гражданской службы утверждены Законом Приморского края от 16 мая 2007 года N 62-КЗ "О реестре должностей государственной гражданской службы Приморского края и о денежном содержании государственных гражданских служащих Приморского края". В других субъектах реестры должностей гражданской службы являются приложениями к закону о гражданской службе субъекта РФ, например, Закон Сахалинской области от 22 февраля 2007 года N 12-ЗО "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области".

Данное обстоятельство не влияет на юридическую силу указанных документов. А вот утверждение реестров должностей гражданской службы с нарушением положением комментируемого Закона может отразиться на правовой судьбе законов субъектов РФ. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ должен быть составлен с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.

В судебной практике встречаются попытки оспорить положения ч.2 комментируемой статьи. Так, в запросе Законодательного Собрания Камчатского края (Постановление Конституционного Суда от 15 ноября 2012 года N 26-П "По делу о поверки конституционности положения части 2 статьи 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Камчатского края") отмечается, что неопределенность положений части 2 статьи 10 позволяет требовать от субъекта РФ тождественности утверждаемого им реестра должностей государственной гражданской службы и соответствующих разделов Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, а в качестве необходимого условия обеспечения этой тождественности - формирования структуры своих государственных органов по аналогии со структурой соответствующих федеральных государственных органов. Тем самым, по мнению заявителя, нарушаются статьи 1 (часть 1), 5 (часть 3), 11 (часть 2), 73 и 76 (часть 4) Конституции РФ в части вмешательства в сферу ведения субъектов РФ. А именно отрицается право субъекта РФ на учреждение должностей государственной гражданской службы в зависимости от самостоятельно определенной им структуры государственных органов.

Конституционным Судом РФ положение ч.2 комментируемой статьи было признано не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение обеспечивает реализацию принципа единства правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ, отвечающим конституционным принципам единства системы государственной власти и единства системы исполнительной власти. Вместе с тем, Конституционный Суд РФ признал положения части 2 статьи 10 комментируемого Закона не соответствующими Конституции РФ, а именно ее статьям 1 (часть 1), 5 (часть 3), 11 (часть 2), 19 (часть 1), 73 и 77 в части требований учитывать субъектами РФ Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы в целях определения содержания реестров должностей государственной гражданской службы субъектов РФ в отсутствии в действующем правовом регулировании нормативных положений, конкретизирующих данный порядок. Поскольку вопрос соответствия Реестра должностей гражданской службы субъекта РФ Реестру должностей федеральной государственной службы был неоднократно предметом рассмотрения судами, представляется необходимым правовое определение четких критерий использования Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы при разработке Реестров должностей гражданской службы в субъектах РФ.