Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе


Комментируемая статья определяет понятийный, или, как следует из названия статьи, терминологический аппарат, который используется в комментируемом Законе. По общему правилу юридической техники, определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации. В отношении определений, данных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.

Понятие "обращение гражданина" определено в п.1 комментируемой статьи (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение обращение) как направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Указание на то, что обращение может быть в письменной форме или в форме электронного документа, введено вместо указания на письменное обращение, введено Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ, внесшим изменения в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

________________

СЗ РФ, 2010, N 31, ст.4196.


Тем же Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дополнена пунктом 11_1, в котором дано следующее определение понятия "электронный документ": документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Определения последних из указанных понятий даны в п.3 и 4 указанной статьи: информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п.4); информационная система - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п.3).

________________

СЗ РФ, 2006, N 31 (ч.I), ст.3448.


В качестве примера можно упомянуть, что в п.2.1 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области, должностных лиц Ленинградской области при рассмотрении обращений граждан, утв. Постановлением Губернатора Ленинградской области от 31 марта 2015 года N 18-пг, даны определения понятий письменного и устного обращений гражданина:

письменное обращение гражданина - направленные в органы исполнительной власти или должностному лицу Ленинградской области в письменной форме или форме электронного документа предложение, заявление, жалоба гражданина;

устное обращение гражданина - предложение, заявление, жалоба гражданина, поступившие в ходе личного приема гражданина должностными лицами Ленинградской области.

Там же дано следующее определение понятия "коллективное обращение": совместное письменное обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение от имени трудовых коллективов, членов одной семьи, резолюции митингов и собраний, отвечающие требованиям, установленным к обращению граждан действующим законодательством.

В Законе же Московской области "О рассмотрении обращений граждан" (п.6 ст.2) понятие "коллективное обращение" определено как обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей.

В определении понятия "обращение гражданина", данном в п.1 комментируемой статьи, перечислены виды обращения - это предложение, заявление и жалоба. Эти понятия определены в п.2-4 данной статьи:

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Указанные определения, как правило, в других нормативных правовых актах, регламентирующих рассмотрение обращение граждан, воспроизводятся без какой-либо детализации. В то же время в таких актах понятийный аппарат может расширяться, как, например, это сделано в упомянутом выше пункте 2.1 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области, должностных лиц Ленинградской области при рассмотрении обращений граждан, в котором даны следующие определения:

аннотация - краткое содержание письменного или устного обращения гражданина;

уведомление - письмо гражданину, направляемое органами исполнительной власти Ленинградской области или должностными лицами Ленинградской области в случаях, предусмотренных положениями ч.3, 7 ст.8, ст.11, ч.2 ст.12 комментируемого Закона;

исполнитель - лицо, которому в соответствии с резолюцией должностного лица Ленинградской области поручено рассмотрение письменного обращения гражданина по существу поставленных в нем вопросов;

ответственный исполнитель - исполнитель, указанный первым, в случае, если рассмотрение письменного обращения по существу поставленных в нем вопросов поручено двум и более исполнителям или против фамилии которого стоит пометка "Отв.", "Свод".

Наиболее содержательный понятийный аппарат определен в Приложении N 3 "Перечень основных терминов, используемых в настоящей Инструкции" к Временной инструкции по рассмотрению устных и письменных обращений граждан в Федеральной службе государственной статистики, утв. Приказом Росстата от 13 декабря 2013 года N 481. Среди прочего в названном Приложении даны следующие определения:

________________

СПС.


первичное обращение - обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в центральном аппарате (территориальном органе) Росстата;

повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, или обращение, где указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;

рассмотрение обращения - действия государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица либо уполномоченного лица, направленные на объективное, всестороннее и своевременное принятие решения по существу поставленных гражданами в обращении вопросов;