ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 5 октября 2006 года N 164/2006-ОЗ

О рассмотрении обращений граждан

(с изменениями на 4 декабря 2023 года)

Информация об изменяющих документах

___________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Закон Московской области от 22 декабря 2006 года N 242/2006-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 243, 28.12.2006);

Законом Московской области от 25 апреля 2007 года N 55/2007-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 79, 05.05.2007);

Законом Московской области от 30 мая 2008 года N 77/2008-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 119, 10.06.2008);

Законом Московской области от 10 июля 2009 года N 84/2009-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 133, 18.07.2009);

Законом Московской области от 7 марта 2011 года N 26/2011-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 42, 16.03.2011);

Законом Московской области от 21 октября 2011 года N 171/2011-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 202, 29.10.2011);

Законом Московской области от 17 ноября 2011 года N 197/2011-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 220, 26.11.2011);

Законом Московской области от 28 ноября 2013 года N 140/2013-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 231, 06.12.2013);

Законом Московской области от 26 ноября 2014 года N 152/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 27.11.2014);

Законом Московской области от 8 июня 2017 года N 84/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 14.06.2017);

Законом Московской области от 6 июня 2018 года N 80/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 08.06.2018);

Законом Московской области от 28 марта 2023 года N 39/2023-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.03.2023);

Законом Московской области от 4 декабря 2023 года N 231/2023-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 05.12.2023).  

____________________________________________________________________

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 27 сентября 2006 года N 10/191-П


Статья 1. Сфера действия настоящего Закона


Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Уставом Московской области устанавливает дополнительные гарантии права граждан на обращение к Губернатору Московской области, в Московскую областную Думу, Правительство Московской области, центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области, государственные учреждения Московской области (далее - государственные органы) и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления) и их должностным лицам.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года Законом Московской области от 8 июня 2017 года N 84/2017-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2023 года Законом Московской области от 28 марта 2023 года N 39/2023-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)  

Установленные настоящим Законом дополнительные гарантии права граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам распространяются на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и их должностными лицами.

(Абзац дополнительно включен с 15 июня 2016 года Законом Московской области от 8 июня 2017 года N 84/2017-ОЗ)

(Статья в редакции, введенной в действие с 16 мая 2007 года Законом Московской области от 25 апреля 2007 года N 55/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)  

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе


Для целей настоящего закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 марта 2011 года Законом Московской области от 7 марта 2011 года N 26/2011-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2023 года Законом Московской области от 4 декабря 2023 года N 231/2023-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;

6) коллективное обращение - обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей.

     

Статья 3. Обращения, поступившие в письменной форме или в форме электронного документа, сроки рассмотрения обращений граждан

(наименование в редакции, введенной в действие с 17 марта 2011 года
Законом Московской области от 7 марта 2011 года N 26/2011-ОЗ
, -

см. предыдущую редакцию)


Обращение в письменной форме или в форме электронного документа, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их полномочиями, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в государственных органах и органах местного самоуправления, за исключением случая, указанного в части 1_1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается предшествующий ему рабочий день.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 марта 2011 года Законом Московской области от 7 марта 2011 года N 26/2011-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года Законом Московской области от 8 июня 2017 года N 84/2017-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)  

Обращение в письменной форме или в форме электронного документа подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (абзац в редакции, введенной в действие с 17 марта 2011 года Законом Московской области от 7 марта 2011 года N 26/2011-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения обращения, в иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно.

Абзац утратил силу с 19 июля 2009 года - Закон Московской области от 10 июля 2009 года N 84/2009-ОЗ. - См. предыдущую редакцию.

Руководители государственных органов и органов местного самоуправления вправе устанавливать сокращенные сроки рассмотрения отдельных обращений граждан.

В исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области, исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований Московской области утверждаются регламенты рассмотрения обращений граждан и обеспечивается их выполнение.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2011 года Законом Московской области от 17 ноября 2011 года N 197/2011-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2023 года Законом Московской области от 28 марта 2023 года N 39/2023-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, или по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале при его использовании, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

(Абзац дополнительно включен с 9 июня 2018 года Законом Московской области от 6 июня 2018 года N 80/2018-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2023 года Законом Московской области от 4 декабря 2023 года N 231/2023-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 4. Порядок организации личного приема граждан


Устные обращения к руководителям государственных органов и органов местного самоуправления поступают от граждан во время личного приема. Устные обращения также могут поступать по специально организованным "телефонам доверия", "горячим линиям", во время "прямых эфиров" по радио и телевидению.

В случае, если обстоятельства, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, устное обращение оформляется справкой должностного лица, к которому поступило обращение, и в дальнейшем рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством для письменных обращений граждан.

Руководители государственных органов и органов местного самоуправления и уполномоченные на то лица ведут личный прием граждан и несут ответственность за его организацию. График личного приема граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами (информация о месте приема, порядке записи на прием, а также об установленных для приема днях и часах) утверждается руководителями соответствующих органов. График личного приема заблаговременно доводится до сведения населения, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на информационных стендах в зданиях, где проводятся приемы граждан, располагаются государственные органы, органы местного самоуправления (абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2011 года Законом Московской области от 21 октября 2011 года N 171/2011-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, при записи на прием или в ходе приема гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статья 4_1. Дополнительные гарантии прав граждан при организации личного приема


Правом на внеочередной личный прием в дни и часы, установленные для приема граждан, имеют:

1) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий;

2) инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;

3) инвалиды I и II групп и (или) их законные представители;

4) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

(Статья дополнительно включена с 17 марта 2011 года Законом Московской области от 7 марта 2011 года N 26/2011-ОЗ).

Статья 5. Обязанности должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан


Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны:

обеспечивать необходимые условия для своевременного и эффективного рассмотрения обращений граждан должностными лицами, правомочными принимать решения от имени соответствующего органа;

принимать обоснованные решения по существу поставленных в каждом обращении вопросов, обеспечивать выполнение этих решений;

своевременно сообщать гражданам о решениях, принятых по обращениям, в случае их отклонения указывать мотивы отклонения, по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования принятых решений;

уведомлять гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией;

систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы граждан, содержащиеся в них критические замечания;

проверять состояние работы с обращениями в подведомственных органах и организациях, принимать меры по устранению выявленных нарушений;

регулярно проводить личный прием граждан, информировать население о времени и порядке личного приема;

предоставлять информацию о характере обращений граждан по запросу Московской областной Думы и Правительства Московской области;

периодически публиковать в средствах массовой информации аналитические материалы о характере и результатах рассмотрения обращений граждан;

направлять ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале при его использовании, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, на обращение, поступившее в письменной форме.

(Абзац дополнительно включен с 17 марта 2011 года Законом Московской области от 7 марта 2011 года N 26/2011-ОЗ, в редакции, введенной в действие  с 9 июня 2018 года Законом Московской области от 6 июня 2018 года N 80/2018-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2023 года Законом Московской области от 4 декабря 2023 года N 231/2023-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 6. Права государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц по рассмотрению обращений граждан


Государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица при рассмотрении обращений граждан в пределах их полномочий вправе:

приглашать обратившихся граждан для личной беседы;

запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 ноября 2014 года Законом Московской области от 26 ноября 2014 года N 152/2014-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)


привлекать в установленном порядке переводчиков и экспертов;

создавать комиссии для проверки фактов, изложенных в обращениях, с выездом на место;

проверять исполнение ранее принятых ими решений по обращениям граждан;

поручать рассмотрение обращения другим организациям, их должностным лицам в порядке ведомственной подчиненности и контролировать ход рассмотрения обращений, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 7. Рассмотрение отдельных обращений


В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»