Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (постатейный)

Комментарий к статье 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

1. В комментируемой статье законодатель определяет источники правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере исполнительного производства.

Как отмечает Баранов В.М., под источником права понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Иначе, это результат референдума народа либо правотворческой деятельности государства, создающего или санкционирующего правило поведения и тем самым сообщающего такому правилу качество правовой нормы.

________________

Баранов В.М. Формы (источники) права // Общая теория права. Курс лекций под общ.ред. проф. В.К.Бабаева, Нижний Новгород, 1993, С.247-249.


В первую очередь, законодательство об исполнительном производстве основано на положениях Конституции РФ. Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ данный акт имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.


Так, например, в комментируемом законе нашли отражение конституционные права на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.45 Конституции РФ) и судебную защиту прав и свобод (ст.46 Конституции РФ), на жилище (ст.40 Конституции РФ) и др.

Согласно ч.1 комментируемой статьи в состав законодательства РФ об исполнительном производстве входят:

- комментируемый закон;


- Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", в соответствии с которым на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных комментируемым законом актов других органов и должностных лиц; по исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов;


- иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Среди действующих в настоящее время федеральных законов следует, в первую очередь, назвать кодифицированные акты, в том числе Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др. Также можно отметить, например, Федеральный закон от 8 июня 2015 года N 138-ФЗ "О применении положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".


При этом в ч.2 комментируемой статьи уточняется, что нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать комментируемому закону. Иными словами, в случае возникновения правовой коллизии в рамках исполнительного производства для правоприменителя будут являться приоритетными и подлежать применению нормы комментируемого закона.

Например, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2013 года по делу N А21-8350/2012 отмечается, что процедура отзыва исполнительного листа не должна ставить взыскателя в крайне неблагоприятное для него положение в связи с несвоевременной реализацией должником принадлежащего ему права обжалования судебного акта и создавать излишние препятствия кредитору в реализации права на судебную защиту. В силу ч.2 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель будет руководствоваться не указаниями суда, а специальными нормами комментируемого закона.

2. Вопросы обеспечения исполнительного производства также регламентируются нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Данные акты принимаются на основании и во исполнение комментируемого закона.

В качестве примера можно привести:

- постановление Правительства РФ от 30 января 2013 года N 66 "О Правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 года N 516 "О размерах компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц";

- постановление Правительства РФ от 20 октября 2015 года N 1121 "Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа" и др.

Более подробно нормативные акты, регламентирующие отдельные вопросы в рамках исполнительного производства, будут рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям комментируемого закона.

3. Частью 4 комментируемой статьи установлен приоритет норм международного права.

Данное правило основано на конституционном принципе, закрепленном в ст.15 Конституции РФ. Согласно указанной статье общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичная норма закреплена и в ч.2 ст.5 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".