Недействующий

     

     МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 сентября 2016 года N 582

Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации

(с изменениями на 15 марта 2017 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2023 года на основании
приказа Минэкономразвития России от 15 декабря 2021 года N 764
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минэкономразвития России от 15 марта 2017 года N 107 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.04.2017, N 0001201704100012).

____________________________________________________________________



В целях приведения нормативно-правовой базы Минэкономразвития России в соответствие с действующим законодательством

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 года N 690 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2014 года, регистрационный N 31212).

Министр
А.В.Улюкаев


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

10 октября 2016 года,

регистрационный N 43976

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
 Минэкономразвития России
от 16 сентября 2016 года N 582

     
Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации

(с изменениями на 15 марта 2017 года)

I. Общие положения

1. Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (далее соответственно - Методические указания, государственные программы) определяют требования к разработке проектов государственных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также порядок проведения Минэкономразвития России мониторинга реализации государственных программ.

2. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года N 588 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 32, ст.4329; 2012, N 22, ст.2871; N 51, ст.7218; N 53, ст.7915; 2013, N 43, ст.5557; 2014, N 15, ст.1750; N 30, ст.4317; N 48, ст.6877; 2015, N 2, ст.459, 461; N 30, ст.4599; 2016, N 7, ст.998; N 15, ст.2101; N 22, ст.3231).

3. Основанием для разработки государственных программ является Перечень государственных программ Российской Федерации (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст.6166; 2011, N 4, ст.660; N 13, ст.1792; N 22, ст.3173; N 25, ст.3613; 2012, N 7, ст.911; N 52, ст.7537; 2013, N 18, ст.2278; N 29, ст.3991; N 42, ст.5430; 2014, N 5, ст.528; N 38, ст.5113; N 44, ст.6072, ст.6111; N 47, ст.6622; 2015, N 9, ст.1346; N 14, ст.2192; N 24, ст.3513; N 46, ст.6377; 2016, N 19, ст.2740), формируемый в соответствии с Порядком.

4. Ответственный исполнитель государственной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей государственной программы, а также участников государственной программы. Соисполнитель государственной программы обеспечивает координацию деятельности участников соответствующей подпрограммы в процессе разработки, реализации и оценки эффективности государственной программы в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 260 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст.2313; 2006, N 23, ст.2514; N 29, ст.3251; N 50, ст.5371; 2007, N 32, ст.4150; 2008, N 14, ст.1413; N 21, ст.2459; N 49, ст.5833; 2009, N 11, ст.1302; N 12, ст.1443; N 19, ст.2346; N 36, ст.4358; N 49, ст.5970, 5971; N 52, ст.6609; 2010, N 9, ст.964; N 21, ст.2602; 2011, N 9, ст.1251; N 28, ст.4219; N 41, ст.5743; N 47, ст.6663; 2012, N 19, ст.2419; N 34, ст.4736; N 38, ст.5102; N 39, ст.5286; N 41, ст.5635; N 42, ст.5716; N 52, ст.7491; 2013, N 17, ст.2180; N 24, ст.3013; N 35, ст.4521; N 38, ст.4831; N 49, ст.6440; 2014, N 8, ст.816; N 18, ст.2176; N 28, ст.4067; N 32, ст.4505, N 50, ст.7124; 2015, N 6, ст.965; N 12, ст.1758; N 31, ст.4692; N 50, ст.7183; 2016, N 2, ст.350, N 7, ст.983, N 20, ст.2832; N 22, ст.3225; N 31, ст.5025; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25 августа 2016 года) и Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст.305; N 47, ст.4933; 2007, N 43, ст.5202; 2008, N 9, ст.852; N 14, ст.1413; 2009, N 12, ст.1429; N 25, ст.3060; N 41, ст.4790; N 49, ст.5970; 2010, N 22, ст.2776; N 40, ст.5072; 2011, N 34, ст.4986; N 35, ст.5092; 2012, N 37, ст.4996; N 38, ст.5102; 2015, N 2, ст.461; N 6, ст.965; N 15, ст.2281).

5. Формирование государственных программ осуществляется исходя из принципов:

учета целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, исходя из положений федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

установления для государственных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и (или) качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы), и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации государственной программы (подпрограммы);

интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей государственных программ;

определения федерального органа исполнительной власти либо иного главного распорядителя средств федерального бюджета, ответственного за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);

наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации государственной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей государственной программы;

проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц за результаты реализации государственной программы.

6. Государственные программы, направленные на социально-экономическое развитие одного или нескольких субъектов Российской Федерации (далее - государственные программы территориального развития), включают мероприятия по регулированию и координации деятельности по достижению целей социально-экономического развития соответствующей территории, реализации комплексных проектов, которые невозможно полностью отнести к одной из государственных программ, направленных на комплексное развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы, обеспечение национальной безопасности (далее - отраслевые государственные программы). Данные государственные программы должны отражать аналитически (справочно) мероприятия, реализуемые на соответствующей территории в рамках отраслевых государственных программ, а также соответствующие таким мероприятиям расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц.

II. Структура государственной программы и состав представляемых материалов

7. Государственная программа включает федеральные целевые программы (в случае их наличия), реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия.

Федеральная целевая программа может быть включена в состав только одной государственной программы. Допускается аналитическое (справочное) отражение в государственной программе:

частей федеральных целевых программ;

федеральных целевых программ, реализация которых направлена на достижение целей иных государственных программ.

8. Государственная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации государственной программы, разрабатываемую с учетом положений настоящих Методических указаний. К подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам государственной программы, за исключением требований к основным мероприятиям.

9. Государственная программа включает: титульный лист, паспорт государственной программы, паспорта подпрограмм, паспорта федеральных целевых программ, текстовую часть, приложения.

10. Титульный лист к государственной программе и прилагаемым к ней дополнительным и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:

наименование государственной программы;

наименование ответственного исполнителя;

дату составления проекта государственной программы;

должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес исполнителя, разместившего государственную программу и прилагаемые к ней дополнительные и обосновывающие материалы в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в сети "Интернет" (www.programs.gov.ru) (далее - портал государственных программ).

Титульный лист подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти либо иного главного распорядителя средств федерального бюджета - ответственного исполнителя государственной программы или его заместителем.

11. С проектом государственной программы представляются:

проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении государственной программы;

проект детального плана-графика реализации государственной программы по форме таблицы 13а приложения к настоящим Методическим указаниям.     

III. Требования к содержанию государственной программы

12. Паспорт государственной программы разрабатывается по форме согласно приложению N 1 к Порядку.

В паспорте государственной программы в графе "ответственный исполнитель программы" указывается федеральный орган исполнительной власти (главный распорядитель средств федерального бюджета), ответственный за реализацию государственной программы.

В паспорте государственной программы в графе "соисполнители программы" указывается перечень федеральных органов исполнительной власти и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответственных за реализацию подпрограмм государственной программы, или являющихся государственными заказчиками-координаторами федеральных целевых программ, входящих в состав государственной программы (при наличии).

В паспорте государственной программы в графе "участники программы" указывается перечень федеральных органов исполнительной власти и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответственных за реализацию мероприятий государственной программы либо ведомственной целевой программы (ведомственных целевых программ) и (или) государственные заказчики федеральных целевых программ, входящих в состав государственных программ, не являющиеся соисполнителями (при наличии).

В паспорте государственной программы в графе "подпрограммы программы (в том числе федеральные целевые программы)" указывается перечень подпрограмм государственной программы и федеральных целевых программ, в том числе реализация которых завершена.

Наименования подпрограмм и федеральных целевых программ, сведения по которым относятся к государственной тайне либо к сведениям, носящим конфиденциальный характер, приводятся в паспорте государственной программы в редакции, не раскрывающей указанные сведения.

Объемы бюджетных ассигнований программы включают в себя бюджетные ассигнования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на реализацию государственной программы (в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой). Указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы, предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и соответствующий предельным объемам расходов по государственным программам, утвержденным Правительством Российской Федерации, по годам реализации государственной программы в целом (без учета межбюджетных трансфертов между указанными бюджетами), с выделением в том числе бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов соответствующих государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

В случае включения в государственную программу мероприятий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, соответствующие объемы бюджетных ассигнований также приводятся в паспорте.

Цели, задачи и показатели (индикаторы), а также этапы и сроки реализации государственной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы указываются в виде качественных и количественных характеристик основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией государственной программы) с описанием конкретных завершенных событий (явлений, фактов), позволяющих однозначно оценить результаты реализации государственной программы, а также значений показателей (индикаторов) на последний год реализации государственной программы, их динамики. При этом формулировка ожидаемых результатов должна отражать прогресс в достижении целей и решении задач государственной программы.

Показатели (индикаторы) государственной программы и ожидаемые результаты характеризуют успешность реализации государственной программы.

13. Паспорт подпрограммы разрабатывается по форме согласно приложению N 2 к Порядку и заполняется аналогично паспорту государственной программы. В качестве программно-целевых инструментов в паспорте подпрограммы отражаются ведомственные целевые программы, включенные в состав подпрограммы.

В паспорте подпрограммы в графе "ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель программы)" указывается федеральный орган исполнительной власти, иной главный распорядитель средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответственный за реализацию подпрограммы.

В паспорте подпрограммы в графе "участники подпрограммы" указывается перечень федеральных органов исполнительной власти, иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответственных за реализацию основных мероприятий.

14. Паспорта федеральных целевых программ представляются по форме согласно приложению N 2 к Порядку разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2669; 1996, N 28, ст.3383; N 38, ст.4443; 1997, N 27, ст.3236; N 28, ст.3453; 1998, N 32, ст.3876; 1999, N 5, ст.681; 2002, N 17, ст.1682; 2003, N 12, ст.1140; 2004, N 52, ст.5506; 2006, N 9, ст.1016; 2009, N 47, ст.5665; 2010, N 22, ст.2778; 2011, N 35, ст.5095; 2012, N 19, ст.2419; N 43, ст.5879; N 51, ст.7218; 2014, N 4, ст.376; N 15, ст.1750; N 23, ст.2985; N 50, ст.7087; 2015, N 25, ст.3676; N 37, ст.5154; 2016, N 11, ст.1538; N 13, ст.1843).

15. Текстовая часть государственной программы содержит:

описание приоритетов и целей государственной политики, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере;

общую характеристику участия субъектов Российской Федерации в реализации государственной программы, если сфера реализации государственной программы полностью либо частично отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При описании приоритетов и целей государственной политики, указанных в пункте 5 настоящих Методических указаний, учитываются приоритеты и цели, определенные в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, исходя из положений федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере основываются на следующих принципах:

- комплексность (требования к государственной политике субъектов Российской Федерации должны охватывать все предметы совместного ведения, относящиеся к сфере реализации государственной программы);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»