Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный)

Комментарий к статье 7. Содержание и применение технических регламентов

1. В п.1 комментируемой статьи определен перечень видов безопасности, минимально необходимые требования обеспечения которых с учетом степени риска причинения вреда устанавливают технические регламенты. Законом 2011 года N 255-ФЗ понятие "промышленная безопасность" заменено понятием "безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте)"; этим же Законом исключено указание на ядерную безопасность; Законом 2011 года N 347-ФЗ понятие "радиационная безопасность" заменено понятием "радиационная безопасность населения". Данный перечень в связи с внесением Законом 2007 года N 65-ФЗ изменения сформулирован как открытый: согласно новому последнему абзацу технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие и другие виды безопасности, а не только те, которые прямо названы в данной норме.

Как говорилось выше, жизненно важные интересы личности, общества и государства, на обеспечение защищенности которых могут быть направлены требования технических регламентов, определены в п.1 ст.6 комментируемого Закона: жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, государственное и муниципальное имущество; окружающая среда, жизнь и здоровье животных и растений.

Соответственно, регламентированию подлежат характеристики, влияющие на безопасность защищаемых объектов от излучений, биологических воздействий, взрывов, механических воздействий, пожаров, промышленных опасностей, термических воздействий, химических воздействий, поражений электрическим током и электромагнитными полями, ядерного и радиационного влияния. Регламентируются также характеристики, обеспечивающие электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, а также единство измерений.

Предваряя рассмотрение других положений комментируемой статьи, представляется уместным упомянуть, что в эти положения внесен ряд изменений Законом 2011 года N 255-ФЗ, принятым в части ускорения интеграционных процессов по сближению законодательств государств-членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Европейского союза, снижения технических барьеров в торговле, создания национального органа по аккредитации. Так, понятие требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации заменено понятием требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Понятие приобретателя заменено понятием приобретателя, в т.ч. потребителя (см. коммент. к ст.2 Закона).

2. В соответствии с п.2 комментируемой статьи устанавливает, что требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в п.1 ст.6 комментируемого Закона, т.е.:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в т.ч. потребителей;

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Данная норма, развивающая положение п.1 комментируемой статьи о том, что технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, основана на соответствующих конституционных положениях:

в ч.1 ст.8 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;

часть 1 ст.34 Конституции РФ закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Понятие предпринимательской деятельности определено в п.1 ст.2 части первой ГК РФ: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

3. В п.3 комментируемой статьи установлены требования к содержанию технического регламента. При рассмотрении этих требований (как и иных положений комментируемой статьи) приведены отдельные положения Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов, утв. приказом Минпромэнерго России от 12 апреля 2006 года N 78, которые разработаны при участии Ростехрегулирования; Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Академии народного хозяйства при Правительстве РФ; Государственного университета - Высшая школа экономики; Российской Академии наук; МГУ имени М.В.Ломоносова, Экономического факультета; Бюро экономического анализа; ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации"; Российским научным обществом анализа риска.

________________

"Вестник Ростехрегулирования", 2006, N 5.


Названные Методические рекомендации, как указано в их п.1, носят рекомендательный характер и могут быть использованы при разработке, подготовке к внесению и анализе проектов общих и специальных технических регламентов, разрабатываемых в соответствии с требованиями комментируемого Закона (деление технических регламентов на общие и специальные предусматривалось в ранее действовавшей статье 8 комментируемого Закона, см. ниже).

Целями Методических рекомендаций согласно их п.2 являются:

оказание помощи разработчикам проектов технических регламентов, а также органам и организациям, принимающим участие в организации разработки проектов технических регламентов;

обеспечение применения единых правил установления в регламентах обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в соответствии со ст.3 комментируемого Закона.

Следует также упомянуть, что постановлением Госстандарта России от 21 февраля 2003 года N 56-ст приняты Рекомендации по стандартизации Р 50.1.044-2003 "Рекомендации по разработке технических регламентов".

________________

СПС.

М., ИПК "Издательство стандартов", 2003.


В соответствии с п.3 комментируемой статьи технический регламент должен содержать:

перечень и (или) описание ОТР;

требования к ОТР;

правила идентификации ОТР в целях применения технического регламента.