Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный)

Комментарий к статье 2. Основные понятия


В данной статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом и, соответственно, должен использоваться в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, касающихся сферы технического регулирования. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации. Сначала хотелось бы общую картину, а потом к частным терминам. В общей части хотелось бы информацию о том, какие термины "пришли" в закон, какие "ушли" из закона после принятия N 162-ФЗ и изменений N 104-ФЗ. Их можно просто перечислить с отсылом в N 162-ФЗ.

В комментируемой статье определения понятий расположены в алфавитном порядке (за исключением тех, которые вводились вновь). Рассматривать же эти определения представляется целесообразным в их логической последовательности (соответственно концепции комментируемого Закона), при этом сгруппировав связанные между собой понятия.

Техническое регулирование.

Данное фундаментальное понятие, введенное комментируемым Законом, является принципиально новым для законодательства РФ. В его определении нашли отражение все три сферы отношений, которые данный Закон согласно п.1 его ст.1 регулирует и которые в силу этого становятся правовыми отношениями:

отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (до внесения Законом 2011 года N 255-ФЗ изменения говорилось об обязательных требованиях к продукции или к связанным с ними перечисленным процессам);

отношения в области применения (до внесения Законом 2016 года N 104-ФЗ изменения в связи с принятием Закона 2015 года о стандартизации указывалось на установление и применение) на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

отношения в области оценки соответствия.

Первая из указанных сфер означает принятие и применение технических регламентов, вторая - стандартизацию, а третья, прежде всего, - осуществление подтверждения соответствия как одной из основных форм оценки соответствия. Как говорилось выше (см. введение), концепция комментируемого Закона базируется на разделении требований к продукции на обязательные, которые устанавливаются техническими регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах.

Продукция. Идентификация продукции. Впервые выпускаемая в обращение продукция.

Продукция является первейшим объектом технического регулирования (далее также - ОТР), что предопределяет и необходимость ее однозначной идентификации (о правилах идентификации продукции см. комментарий к ст.7 Закона). Однако, при этом не вполне понятна причина, по которой в комментируемой статье не уделено внимание иным ОТР, нежели продукция, и не дано самостоятельное определение понятия "объект технического регулирования". Законодатель ограничился лишь перечислением в п.1 ст.1 комментируемого Закона видов ОТР. Из указанной нормы следует, что существует два вида ОТР:

материальные объекты - различные виды продукции, в т.ч. здания и сооружения;

материальные объекты - различные виды продукции, в т.ч. здания и сооружения - и технологические процессы, соотносящиеся с этапами жизненного цикла изделия, - связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

До внесения Законом 2011 года N 255-ФЗ изменений в положениях комментируемого Закона, прежде всего, - в определении понятия "технический регламент" назывались следующие два вида ОТР:

материальные объекты - различные виды продукции, в т.ч. здания, строения, сооружения;

технологические процессы, соотносящиеся с этапами жизненного цикла изделия, - процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (все положения комментируемого Закона, в которых говорится о технологических процессах, были подкорректированы Законом 2007 года N 65-ФЗ).

В нормативных актах федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию используется такое понятие, непосредственно связанное с понятием ОТР, как "система технического регулирования". Так, в п.3 Методических рекомендаций по созданию систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности, утв. приказом Минпромэнерго России от 23 мая 2006 года N 112, определено, что для целей названных Методических рекомендаций под системой технического регулирования в отрасли понимается упорядоченная определенным образом совокупность ОТР, для каждого из которых определены набор обязательных и добровольных требований формы оценки соответствия этим требованиям, а также возможности их скоординированного использования в данной и смежных отраслях.

________________

"Вестник Ростехрегулирования", 2006, N 6.


Определение понятия "впервые выпускаемая в обращение продукция" включено в комментируемую статью Законом 2011 года N 255-ФЗ, внесшим изменения в целях снижения технических барьеров вывода в обращение впервые выпускаемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Технический регламент.

Данное понятие, как и понятие "техническое регулирование", также введено комментируемым Законом и также является принципиально новым для законодательства РФ. В определении понятия технический регламент четко прослеживаются две составляющие - формы нормативных правовых актов, которыми могут приниматься технические регламенты, и предназначение технических регламентов.

Согласно определению, данному в комментируемой статье, технический регламент может быть принят:

международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ (до внесения Законом 2011 года N 255-ФЗ изменения указывалось на международный договор РФ, ратифицированный в порядке, установленном законодательством РФ, и межправительственное соглашение, заключенные в порядке, установленном законодательством РФ; указание на такое межправительственное соглашение было включено Законом 2007 года N 65-ФЗ);

указом Президента РФ;

постановлением Правительства РФ;

нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (указание на данный вид документов включено Законом 2009 года N 385-ФЗ).

Законом 2016 года N 104-ФЗ, которым в ряд законодательных актов РФ, в т.ч. в комментируемый Закон, внесены изменения в связи с принятием Закона 2015 года о стандартизации, исключено положение о том, что технический регламент может быть принят федеральным законом.

В данном в комментируемой статье определении понятия "техническое регулирование" также предусмотрено, что в технических регламентах устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к ОТР. В соответствии с п.1 ст.7 комментируемого Закона технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие виды безопасности, перечисленные в указанной норме.