Комментируемая статья посвящена полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения. Данная статья введена Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ, которым одновременно изложены полностью в новой редакции статьи 7 и 7_1 комментируемого Закона, в которых говорится соответственно о полномочиях федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения и полномочии России, переданном для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.
Те же Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ пункт 2 ст.26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определяющий перечень полномочий органов государственной власти субъекта России по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), дополнен подпунктом 75, указывающим на осуществление полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренных комментируемым Законом.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.15 комментируемого Закона в систему государственной службы занятости населения входят органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (см. коммент. к указанной статье).
Положения п.1 комментируемой статьи предусматривают, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения относятся:
1) принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения.
В соответствии с п.1 ст.6 комментируемого Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ являются составной частью законодательства о занятости населения. Как говорилось в комментарии к указанной статье, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нежели законы субъектов РФ (не беря во внимание конституции субъектов РФ, уставы субъекта РФ и постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ), - это нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
2) обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения в субъектах РФ.
Данное полномочие закреплено аналогично тому, как положением подп.10 ч.3 ст.7 комментируемого Закона к полномочиям уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России, отнесено обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения;
3) разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Данное полномочие закреплено аналогично тому, как положением подп.3 ч.1 ст.7 комментируемого Закона к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения отнесены разработка и реализация государственных программ России в сфере занятости населения и контроль за их исполнением. В качестве примера реализации рассматриваемого полномочия можно упомянуть Государственную программу Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы", утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 года N 490;
________________
СПС.
4) разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
Данное полномочие охватывается установленными в подп.3 п.1 рассматриваемого пункта полномочиями по разработке и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
Письмом Минздравсоцразвития России от 25 мая 2009 года N 23-3/10/2-4032 "О реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" в связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия России в области содействия занятости населения, о реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, направлялась информация по вопросам реализации региональных программ;
________________
СПС.
5) проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда субъекта РФ.
Данное полномочие закреплено аналогично тому, как положением подп.10 ч.3 ст.7 комментируемого Закона к полномочиям уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России, отнесено проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда России. Как говорилось в комментарии к указанной статье, Государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 298, предусмотрено, что реализация этого полномочия Минтруда России осуществляется посредством определения перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда;
6) осуществление надзора и контроля за: приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; регистрацией инвалидов в качестве безработных; обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий, предусмотренных подпунктом 11 п.3 ст.7 комментируемого Закона (т.е. государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан).
Реализация рассматриваемых полномочий осуществляется в порядке, установленном: федеральным государственным стандартом государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утв. Приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 года N 181н; федеральным государственным стандартом государственной функции надзора и контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных, утв. Приказом Минтруда России от 11 июля 2013 года N 303н; федеральным государственным стандартом государственной функции надзора и контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения", утв. Приказом Минтруда России от 11 июля 2013 года N 304н;
________________
РГ, 2013, 14 августа, N 178.
РГ, 2013, 6 сентября, N 199.
РГ, 2013, 30 декабря, N 295.
7) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
В соответствии с п.1 ст.3 комментируемого Закона порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ. Как говорилось в комментарии к указанной статье, на основании приведенной нормы издано Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", которым утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы Правила регистрации безработных граждан и Требования к подбору подходящей работы;
8) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, непосредственно перечисленных в рассматриваемом подпункте.