Пункт 1 комментируемой статьи провозглашает, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Ссылка на данную норму, причем именно как на декларативную норму, сделана в Постановлении КС России от 25 мая 2010 года N 11-П, в котором также отмечено, что полномочия по разработке и введению в действие гарантий социальной защиты от безработицы относятся к компетенции федерального законодателя, который при их реализации располагает достаточно широкой дискрецией в выборе моделей, механизмов, условий предоставления этих гарантий и критериев определения круга обеспечиваемых ими лиц.
Положениями п.2 комментируемой статьи определен перечень целей государственной политики в области содействия занятости населения. В этом отношении следует отметить, что в разд.I Государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 298, определены приоритеты и цели государственной политики, в т.ч. общие требования к государственной политике субъектов РФ. Наряду с прочим названным документом предусмотрено следующее.
________________
www.pravo.gov.ru, 2014, 24 апреля.
Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", а также перечнем поручений Президента РФ от 22 декабря 2012 года N Пр-3410, целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:
повышение гибкости рынка труда;
улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;
развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;
создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;
создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров.
В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утв. Правительством РФ 31 января 2013 года, направленными на реализацию положений Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 года, одним из приоритетов политики Правительства РФ в области социального и экономического развития на период до 2018 года является развитие профессионального образования и рынка квалифицированного труда.
Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", одной из основных задач является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Президентом РФ 8 июня 2012 года, и с учетом Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2014 году приоритетными направлениями реализации государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" в части внешней трудовой миграции являются:
упорядочение приема на работу иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, а также усиление ответственности работодателей за незаконное использование труда иностранных граждан;
совершенствование механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов, предусматривающего экономические инструменты регулирования трудовой миграции;
усиление контроля за целями въезда иностранных граждан;
создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и национального рынка труда;
совершенствование механизма квотирования и иных инструментов регулирования привлечения иностранной рабочей силы в целях упорядочения привлечения иностранных работников;
создание механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в России;
создание механизма привлечения иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками.
В этой связи деятельность субъектов РФ должна быть направлена на совершенствование работы по замещению рабочих мест, на которые привлекаются иностранные граждане, работниками из числа граждан Российской Федерации, в том числе путем организации их профессиональной переподготовки, переезда и переселения в целях их трудоустройства в других субъектах РФ.
В области содействия развитию внутренней трудовой миграции граждан России приоритетами Программы являются:
совершенствование системы мониторинга внутренней трудовой миграции населения Российской Федерации, в том числе статистического учета;
развитие мер дифференцированной поддержки, стимулирующих трудовую миграцию из трудоизбыточных в трудонедостаточные субъекты РФ;
повышение информирования населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;
развитие взаимодействия государственных центров занятости с частными агентствами по вопросам трудоустройства граждан России вне территории их постоянного проживания;
совершенствование федерального и региональных банков вакансий, региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и об условиях трудоустройства.