ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 29 июня 2016 года N 826/16
О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО "Самарские коммунальные системы" и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
(с изменениями на 16 декабря 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФАС России от 16 декабря 2016 года N 1783/16.
____________________________________________________________________
В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 208, на основании заявления ООО "Самарские коммунальные системы" (исх. от 23.12.2015 N 5929, вх. от 25.12.2015 рег. N 153834/15), рассмотрев разногласия между ООО "Самарские коммунальные системы" (далее - Заявитель, регулируемая организация, ООО "СКС") и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство, Респондент, орган регулирования) по приказу Министерства от 22.11.2014 N 385 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО "Самарские коммунальные системы", установлено следующее.
Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон о водоснабжении).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 78 Основ ценообразования, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.
В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально- экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.
В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21-23, 39-42, 48-52 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а"-"д" пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
1) По статье "Объём принятых сточных вод" в части оказываемых услуг водоотведения.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1) Методических указаний.
Разногласия по данной статье заключается в том, что органом регулирования объём принятых сточных вод рассчитан без учёта положений Методических указаний.
В связи с тем, что орган регулирования не проводил полного анализа представленных ООО "СКС" в тарифной заявке на портале ЕИАС материалов, подтверждающих обоснованность снижения объёмов принятых сточных вод в части оказываемых услуг водоотведения, кроме шаблонов отчётности по форме N 11, 12, не анализировал шаблоны отчётности N 15, 17, а также формы статистической отчетности N 22-ЖКХ, свидетельствующих о расхождении величин, заполненных в формах от величин, указанных в формах статистической отчётности, подход Респондента свидетельствует о нарушении требований законодательства Российской Федерации.
Отпуск услуг водоотведения ООО "Самарские коммунальные системы" рассчитан в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний с учётом ограничения темпа изменения (снижения) потребления воды (в рамках 5 процентов) пятью процентами в год.
Данный расчёт частично подтверждает обоснованность заявленного регулируемой организацией объёма принятых сточных вод на уровне 122745,89 тыс.куб.м.
2) По статье "Недополученный доход за 2014 год" в части оказываемых услуг водоотведения.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.
Пунктом 12 Методических указаний определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.
Регулируемой организацией заявлена величина недополученных доходов за 2014 год в размере 56078,67 тыс.руб. В обоснование данной статьи ООО "Самарские коммунальные системы" представлен расчёт недополученных доходов, возникших в регулируемой организации в 2014 году ввиду разницы между фактическим и плановым объёмом отпуска оказываемых услуг водоотведения.
ООО "Самарские коммунальные системы" на момент корректировки необходимой валовой выручки 2016 года в Министерство был представлен расчет недополученных доходов за 2014 год в связи с изменением объемов полезного отпуска услуг. Однако в письме от 24.02.2016 N 15/953, вх. от 03.03.2016 рег. N 28639/16 орган регулирования указывает на то, что данный расчёт не был дополнительно подтвержден статистической и бухгалтерской отчетностью, а также не содержал расчета экономии по условно-переменным расходам, зависящим от объема отпуска оказываемых услуг. В этой связи Министерством недополученные расходы, заявленные организацией, не приняты к учету при корректировке тарифов ООО "Самарские коммунальные системы" 2016 гола на основании того, что в соответствии с пунктом 90 Методических указаний корректировка НВВ на второй год первого долгосрочного периода не производится, а также ввиду недостаточной обоснованностью первоначально заявленных в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области расходов, не подтвержденных бухгалтерскими документами.
При этом положением пункта 90 Методических указаний предусмотрено проведение ежегодной корректировки (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Также Респондентом на момент принятия решения по корректировке тарифов 2016 года бухгалтерская и статистическая отчётность за 2014 год дополнительно не запрашивалась.
Величина средств по статье "Недополученный доход за 2014 год" в части оказываемых услуг водоотведения рассчитана исходя из отклонения (снижения) фактического объема отпуска услуг водоотведения от планового, учтённого Министерством для ООО "СКС" в 2014 году, с учетом экономии по статьям "Электроэнергия" и "Химреагенты". Данный расчёт средств по статье "Недополученный доход за 2014 год" подтверждает обоснованность заявленных на разногласия требований ООО "СКС" в полном объёме.
В соответствии с бухгалтерским балансом ООО "Самарские коммунальные системы" и отчетом о финансовых результатах на 31 декабря 2014 года, в целом за 2013 год чистая прибыль в регулируемой организации сложилась на уровне 187465 тыс.руб., за 2014 год - 46182 тыс.руб. При этом Правительством Самарской области приказом от 22.05.2013 N 79 утверждена инвестиционная программа ООО "Самарские коммунальные системы" на 2013-2019 годы. В соответствии с отчётом по выполнению мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, факт выполнения ООО "СКС" вышеуказанных мероприятий в 2014 году составил 349719,38 тыс.руб.
В связи с тем, что источником реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, является прибыль, следовательно чистая прибыль, сложившаяся в регулируемой организации, не остается в регулируемой организации, а направляется ООО "СКС" на реализацию вышеуказанных мероприятий.
На основании вышеизложенных доводов, требования Заявителя по статье "Недополученные доходы за 2014 год" в части оказываемых услуг водоотведения признаны обоснованными в полном объёме, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО "Самарские коммунальные системы" 2016 года по статье "Недополученный доход за 2014 год" подлежит сумма в части оказываемых услуг водоотведения в размере 56078,67 тыс.руб.
3) По статье "Арендная плата" в части оказываемых услуг водоотведения.
В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования.
Согласно пункту 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
В отношении договоров аренды и концессионных соглашений, заключенных и зарегистрированных в установленном порядке до 31 декабря 2012 года, экономически обоснованный размер арендной и концессионной платы определяется в размере, предусмотренном таким договором аренды (концессионным соглашением).
Общая сумма средств, заявленная регулируемой организацией на разногласия и подлежащая дополнительному учёту, по мнению Заявителя, составила 38910,72 (по водоотведению - 12178,5 тыс.руб.).
На основании признания победителем в конкурсе на право заключения договора аренды в отношении объектов муниципального имущества, относящихся к системе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Самара и находящихся в хозяйственном ведении МП г.Самары "Самараводоканал", функции по водоснабжению и водоотведению перешли к ООО "Самарские коммунальные системы".
Затраты на аренду имущества централизованных систем определены регулируемой организацией в соответствии с заключенными договорами и дополнительными соглашениями к заключенным договорам (дополнительные соглашения от мая 2015 года N 1, 7, 5). Данные расходы в соответствии с положениями пунктов Основ ценообразования и Методических указаний относятся к неподконтрольным, по мнению Заявителя, и подлежат корректировке.
Проанализировав представленные ООО "Самарские коммунальные системы" материалы (вышеуказанные дополнительные соглашения и расчеты), сделан вывод о том, что регулируемой организацией в обоснование заявленной на разногласия величины по статье "Арендная плата" не представлены расчёты амортизации и налога на имущества, а также иные документы, необходимые для расчёта расходов по данной статье исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации и налогов на имущество, предусмотренного пунктом 44 Основ ценообразования. В отсутствии в материалах, представленных регулируемой организацией на разногласия, необходимых данных для расчёта амортизации и налога на имущества, не представляется возможным определить экономически обоснованный размер арендной платы ООО "СКС" в части оказываемых услуг водоотведения, в связи с чем требования Заявителя по статье "Арендная плата" признаны необоснованными.
4) По статье "Работы и услуги производственного характера" в части оказываемых услуг водоотведения.
На 2015 год регулируемой организацией были заявлены затраты на работы и услуги производственного характера на сумму 40706,987 тыс.руб., органом регулирования учтено 28047,22 тыс.руб., в том числе, по мнению Заявителя:
а) Не учтены в предложенном объеме затраты на работы по эксплуатации и техническому обслуживанию по договору с ООО "Евроботен" (на сумму 27664,92 тыс.руб.). ООО "Евроботен" обеспечивает: подъем и очистку, подготовку воды питьевого качеств; бесперебойную подачу вода абонентам ООО "СКС"; бесперебойную транспортировку стоков от абонентов ООО "СКС" по канализационным сетям; оказывает услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, сооружений, устройств, электроустановок в пос. Управленческий и Красная Глинка Красноглинского р-на по.Самара.
В соответствии с договором N 445 от 01.07.2015 затраты на услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них составляют 5658,344 тыс.руб. в месяц без НДС. С учетом индекса роста цен в размере 107,4% затраты составили 6071,404 тыс.руб. в месяц без НДС, т.о. на 2016 год затраты на услуги по ООО "Евроботен" в сфере водоотведения в размере 24918,25 тыс.руб.
б) В полном объеме исключены затраты на оформление разрешительной документации на 1260,35 тыс.руб. МП г.Самары "Городская административно-техническая инспекция по благоустройству". На основании требований главы 22 Постановления Главы г.о.Самара от 10.06.2008 N 404 "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о.Самара" работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных и других искусственных покрытий производятся только при наличии письменного разрешения на производство земляных работ, выданного Администрацией городского округа Самара. подготовку технической документации.
В г.о.Самара оформление документации для выдачи разрешений на проведение земляных работ осуществляет специализированная организация, осуществляющая оформление документации на проведение земляных работ при строительстве, ремонте, реконструкции коммуникаций на территориях общего пользования городского округа.
Стоимость услуг определяется на основании тарифов, установленных МП "ГАТИ по благоустройству".
Несоблюдение порядка производства работ в соответствии с гл.4 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" от 01.11.2007 года N 115-ГД является административным правонарушением.
Для обеспечения проведения работ по строительству, ремонту, реконструкции сетей необходимо включение затрат на оформление разрешительной документации в размере 1250,24 тыс.руб.
в) не учтены в предложенном объеме затраты (на сумму 11781,708 тыс.руб.) по транспортированию стоков с учетом утвержденных для организаций, занимающихся транспортированием стоком, тарифов.
Ввиду представления регулируемой организацией исчерпывающего перечня документов в ФАС России в части обоснования затрат на работы по эксплуатации и техническому обслуживанию по договору с ООО "Евроботен", а также затрат на оформление разрешительной документации МП г.Самары "Городская административно-техническая инспекция по благоустройству", расходы которой не относятся к реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, требования Заявителя признаны обоснованными в полном объёме, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО "СКС" 2016 года подлежат средства в размере 32316,07 тыс.руб. В части заявленных регулируемой организацией на разногласия расходов по транспортированию стоков с учетом утвержденных для организаций, занимающихся транспортированием стоком, требования ООО "СКС" не подлежат удовлетворению, ввиду отсутствия материалов, подтверждающих обоснованность фактически понесённых регулируемой организацией затрат.
5) По статьям "Налог на имущество" и "Амортизация" в части оказываемых услуг водоотведения.
В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.