ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 29 июня 2016 года N 825/16
О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, ООО "Самарские коммунальные системы" и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 208, на основании заявления ООО "Самарские коммунальные системы" (исх. от 23.12.2015 N 5928, вх. от 25.12.2015 рег. N 153827/15), рассмотрев разногласия между ООО "Самарские коммунальные системы" (далее - Заявитель, регулируемая организация, ООО "СКС") и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство, Респондент, орган регулирования) по приказу Министерства от 22.11.2014 N 385 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО "Самарские коммунальные системы", установлено следующее.
Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон о водоснабжении).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 78 Основ ценообразования, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.
В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально- экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.
В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21-23, 39-42, 48-52 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а"-"д" пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
1) По статье "Объём отпуска услуг" в части оказываемых услуг водоснабжения.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1) Методических указаний.
Разногласия по данной статье заключается в том, что орган регулирования динамику объёмов отпуска услуг анализировал с учётом данных по полезному отпуску за 2014 год, отображенных ООО "СКС" в шаблонах отчётности по форме N 11, 12, загруженных регулируемой организацией в Хранилище модуля ЕИАС изначально с ошибкой (с разницей в 100000,00 тыс.куб. в части оказываемых услуг водоснабжения). После принятия органом регулирования решения 11 Декабря 2015 года в части отсутствия оснований по корректировке необходимой валовой выручки ООО "СКС" во втором периоде регулирования, данные регулируемой организацией в шаблонах отчётности по форме N 11, 12 были исправлены на корректные.
Регулируемой организацией на разногласия представлен расчёт по статье "Объём отпуска услуг" в части оказываемых услуг водоснабжения в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний. В данном расчёте ООО "СКС" темп снижения не ограничен пятью процентами, согласно требованиям Методических указаний.
В связи с тем, что орган регулирования не проводил полного анализа представленных ООО "СКС" в тарифной заявке на портале ЕИАС материалов, подтверждающих обоснованность снижения объёмов отпуска услуг в части оказываемых услуг водоснабжения, кроме шаблонов отчётности по форме N 11, 12, на анализировал шаблоны отчётности N 15, 17, а также формы статистической отчетности N 22-ЖКХ, свидетельствующих о расхождении величин, заполненных в формах от величин, указанных в формах статистической отчётности, подход Респондента свидетельствует о нарушении требований законодательства Российской Федерации.
Отпуск услуг водоснабжения ООО "Самарские коммунальные системы" рассчитан в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний с учётом ограничения темпа изменения (снижения) потребления воды (в рамках 5 процентов) пятью процентами в год.
Данный расчёт подтверждает обоснованность заявленного регулируемой организацией объёма отпуска услуг водоснабжения в полном объёме на уровне 133 716,33 тыс.куб.м.
2) По статье "Недополученный доход за 2014 год" в части оказываемых услуг водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов па её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.
Пунктом 12 Методических указаний определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.
Регулируемой организацией заявлена величина недополученных доходов за 2014 год в размере 212718,96 тыс.руб. В обоснование данной статьи ООО "Самарские коммунальные системы" представлен расчёт недополученных доходов, возникших в регулируемой организации в 2014 году ввиду разницы между фактическим и плановым объёмом отпуска оказываемых услуг водоснабжения.
ООО "Самарские коммунальные системы" на момент корректировки необходимой валовой выручки 2016 года в Министерство был представлен расчет недополученных доходов за 2014 год в связи с изменением объемов полезного отпуска услуг. Однако в письме от 24.02.2016 N 15/953, вх. от 03.03.2016 рег. N 28639/16 орган регулирования указывает на то, что данный расчёт не был дополнительно подтвержден статистической и бухгалтерской отчетностью, а также не содержал расчета экономии по условно-переменным расходам, зависящим от объема отпуска оказываемых услуг. В этой связи Министерством недополученные расходы, заявленные организацией, не приняты к учету при корректировке тарифов ООО "Самарские коммунальные системы" 2016 года на основании того, что в соответствии с пунктом 90 Методических указаний корректировка НВВ на второй год первого долгосрочного периода не производится, а также ввиду недостаточной обоснованностью первоначально заявленных в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области расходов, не подтвержденных бухгалтерскими документами.
При этом положением пункта 90 Методических указаний предусмотрено проведение ежегодной корректировки (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Также Респондентом на момент принятия решения по корректировке тарифов 2016 года бухгалтерская и статистическая отчётность за 2014 год дополнительно не запрашивалась.
Величина средств по статье "Недополученный доход за 2014 год" в части оказываемых услуг водоснабжения рассчитана исходя из отклонения (снижения) фактического объема отпуска услуг водоснабжения от планового, учтённого Министерством для ООО "СКС" в 2014 году, с учетом экономии по статьям "Электроэнергия", "Химреагенты" и "Водный налог и плата за пользование". Данный расчёт средств по статье "Недополученный доход за 2014 год" подтверждает частичную обоснованность требований Заявителя.
В соответствии с бухгалтерским балансом ООО "Самарские коммунальные системы" и отчетом о финансовых результатах на 31 декабря 2014 года, в целом за 2013 год чистая прибыль в регулируемой организации сложилась на уровне 187465 тыс.руб., за 2014 год - 46182 тыс.руб. При этом Правительством Самарской области приказом от 22.05.2013 N 79 утверждена инвестиционная программа ООО "Самарские коммунальные системы" на 2013-2019 годы. В соответствии с отчётом по выполнению мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, факт выполнения ООО "СКС" вышеуказанных мероприятий в 2014 году составил 349719,38 тыс.руб.
В связи с тем, что источником реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, является прибыль, следовательно чистая прибыль, сложившаяся в регулируемой организации, не остается в регулируемой организации, а направляется ООО "СКС" на реализацию вышеуказанных мероприятий.
На основании вышеизложенных доводов, требования Заявителя по статье "Недополученные доходы за 2014 год" в части оказываемых услуг водоснабжения частично признаны обоснованными, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО "Самарские коммунальные системы" 2016 года по статье "Недополученный доход за 2014 год" подлежит сумма в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 56298,03 тыс.руб.
3) По статье "Арендная плата" в части оказываемых услуг водоснабжения.
В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования.
Согласно пункту 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
В отношении договоров аренды и концессионных соглашений, заключенных и зарегистрированных в установленном порядке до 31 декабря 2012 года, экономически обоснованный размер арендной и концессионной платы определяется в размере, предусмотренном таким договором аренды (концессионным соглашением).
Общая сумма средств, заявленная регулируемой организацией на разногласия и подлежащая дополнительному учёту, по мнению Заявителя, составила 38910,72 (по водоснабжению - 26732,22 тыс.руб.).
На основании признания победителем в конкурсе на право заключения договора аренды в отношении объектов муниципального имущества, относящихся к системе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Самара и находящихся в хозяйственном ведении МП г.Самары "Самараводоканал", функции по водоснабжению и водоотведению перешли к ООО "Самарские коммунальные системы".
В 2015 году Департаментом управления имущества городского округа Самара были переданы МП г.Самары "Самараводоканал" объекты водоснабжения, расположенные в Кировском районе посёлка Аэропорт-2. Данные объекты являются технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения, ранее принятыми в аренду ООО "Самарские коммунальные системы", и имеют неразрывную связь. На основании договора от 26.08.2015 N 150826 ООО "Волжский Альянс" провело независимую оценку по определению рыночной обоснованной арендной платы за объект аренды (имущественный комплекс - здание, сооружения, передаточные устройства и оборудование, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, пос.Аэропорт-2), принадлежащее на праве хозяйственного ведения Муниципальному предприятию города Самары "Самараводоканал" по состоянию на 26.08.2015. Итоговая рыночно обоснованная величина арендной платы за объект аренды (имущественный комплекс - здание, сооружения, передаточные устройства и оборудования, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, пос.Аэропорт-2,) в год, без учёта НДС на дату оценки составила 19565,568 тыс.руб.
Затраты на аренду имущества централизованных систем определены регулируемой организацией в соответствии с заключенными договорами и дополнительными соглашениями к заключенным договорам (дополнительные соглашения от мая 2015 года N 1, 7, 5). Данные расходы в соответствии с положениями пунктов Основ ценообразования и Методических указаний относятся к неподконтрольным, по мнению Заявителя, и подлежат корректировке.
Проанализировав представленные ООО "Самарские коммунальные системы" материалы (вышеуказанные дополнительные соглашения и расисты), сделан вывод о том, что регулируемой организацией в обоснование заявленной на разногласия величины по статье "Арендная плата" представлен расчёт рыночно обоснованной суммы арендной платы за объект аренды в части оказываемых услуг водоснабжения, которая сложилась исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации и налогов на имущество и составила 19565,568 тыс.руб. (копии расшифровок к дополнительному соглашению от мая 2015 года N 7 на трёх листах с указанием величины амортизации и налога на имущество). В остальной части заявленной ООО "Самарские коммунальные системы" на разногласия суммы средств в размере 26732,22 тыс.руб. отсутствует расчёт амортизации и налога на имущество.
В отсутствии в материалах, представленных регулируемой организацией на разногласия, необходимых данных для расчёта амортизации и налога на имущества, не представляется возможным определить экономически обоснованный размер арендной платы в оставшейся части заявленных требований в части оказываемых услуг водоснабжения, в связи с чем требования Заявителя по статье "Арендная плата" признаны обоснованными только в части оказываемых услуг водоснабжения, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО "Самарские коммунальные системы" в части оказываемых услуг водоснабжения подлежит сумма средств в размере 19565,568 тыс.руб.
4) По статье "Водный налог, плата за пользование водными объектами" в части оказываемых услуг водоснабжения.
В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие па окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.
Величина расходов, заявленная на разногласия по данной статье, сложилась по расчёту регулируемой организации на уровне 59186,64 тыс.руб.
Разногласия по данной статье заключаются в учтённой органом регулирования для ООО "СКС" величине подъема воды, от которой рассчитан водный налог и плата за пользование водными объектами (далее - ВО), а также в изменении (росте) налоговых ставок.
В связи с тем, что регулируемой организацией в Заявлениях о разногласиях не оспариваются объёмы поднятой воды, в части натуральных показателей ООО "СКС" отказано в удовлетворении требований.
Ввиду того, что размер ставки водного налога изменён Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в связи с тем, что ставка водного налога изменена до принятия регулирующим органом решения об установлении тарифов, Респондентом нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.
На основании вышеизложенного требования по статье "Водный налог, плата за пользование водными объектами" в части оказываемых услуг водоснабжения частично подлежат удовлетворению. Дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО "СКС" 2016 года подлежат средства в размере 13776,9 тыс.руб.
5) По статье "Экономически обоснованные расходы за 2014 год" в части оказываемых услуг водоснабжения.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.