1. Комментируемая статья устанавливает перечень основных актов, которые формируют систему законодательства в области защиты ПД.
Частью 1 комментируемой статьи устанавливается, что законодательство РФ в области ПД основывается на:
- международных договорах РФ.
Конституция РФ - это основной закон РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Таким образом, правовую основу системы защиты ПД составляют положения Конституции РФ.
Международный договор РФ - это международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Согласно положениям Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы.
Законодательство РФ в области ПД состоит из комментируемого Закона, других определяющих случаи и особенности обработки ПД федеральных законов, например:
- ТК РФ (гл.14 "Защита персональных данных работника" и др.);
- ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";
- Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации";
- Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
- Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне" и др.
2. В пределах своих полномочий определенные субъекты имеют право по вопросам, касающимся обработки ПД, принимать:
- нормативные правовые акты;
- нормативные акты;
- правовые акты.
Положениями ч.2 комментируемой статьи на этот счет закреплено, что на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных.
При этом необходимо учесть, что указанные акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию.
В силу Положения Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России", утвержденного приказом Банка России от 15 сентября 1997 года N 02-395, нормативные акты Банка России принимаются им по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Нормативные акты Банка России могут издаваться в следующих формах:
- указание Банка России;
- положение Банка России;
- инструкция Банка России.
Согласно ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления по вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.