Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 44. Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов

1. Использование лесов для целей строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов является одним из видов использования лесов, предусмотренных п.12 ч.1 ст.25 ЛК РФ.

В соответствии с отсылочной нормой ч.1 комментируемой статьи использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов осуществляется в соответствии со ст.21 ЛК РФ. Так, допускается строительство, реконструкция и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов на землях лесного фонда, а также на землях иных категорий, на которых расположены леса, в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

Отметим, что согласно ч.4 ст.21 ЛК РФ гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством.

2. Правовой режим использования лесных участков для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов в соответствии с нормой ч.2 комментируемой статьи определяется водным законодательством.

Так, прежде всего, необходимо соблюдение следующих основных принципов (ст.42 ВК РФ):

- разработки и своевременного осуществления при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений мероприятий по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

- недопущение при использовании водных объектов, входящих водохозяйственные системы, изменения водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц;

- выполнение работ по изменению или обустройству природного водоема или водотока исключительно при условии сохранения его естественного происхождения.

Водный режим рассматривается как изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (ст.1 ВК РФ). Водохозяйственная система предполагает комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (ст.1 ВК РФ). О понятии гидротехнических сооружений см. ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"; о понятии "водный объект", "поверхностный водный объект" см. ст.1, 5 ВК РФ; о понятии "речной порт" см. ст.3 КВВТ РФ; о понятии "морской порт" см. ст.9 КТМ РФ.

Требования к использованию поверхностных водных объектов для целей водного транспорта, пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта, регламентированы ст.10 КВВТ РФ. Так, администрации бассейнов внутренних водных путей имеют право, в частности, осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

В соответствии со ст.45 ВК РФ использование водохранилищ осуществляется в соответствии с правилами использования водохранилищ, включающими в себя правила использования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ.

Правилами использования водных ресурсов водохранилищ определяется режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ. Правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ определяется порядок использования их дна и берегов.

Перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более 10 млн.куб.метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование) утв. распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 197-р.

Типовые правила использования водохранилищ утверждены приказом Минприроды России от 24 августа 2010 года N 330; см. также Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ, утв. Главным государственным врачом СССР 1 июля 1985 года N 3907-85.

Положение о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ утверждено постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 года N 349. Методические указания по разработке правил использования водохранилищ утверждены приказом Минприроды России от 26 января 2011 года N 17.

В соответствии с требованиями ст.60 ВК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с ЗК РФ и ГК РФ. О требованиях к эксплуатации водохозяйственной системы см. п.6 ст.60 ВК РФ.

Согласно ст.63 ВК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.

Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в следующих случаях:

- если земли заняты водными объектами;

- строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;

- изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

Понятие "гидротехнического сооружения" регламентировано ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

О требованиях к строительству, реконструкции водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов см. ГрК РФ, Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Так, в частности, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждено постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 года N 1303. Форма декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) утв. приказом Ростехнадзора от 2 июля 2012 года N 377.

Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по утверждению деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 августа 2015 года N 312.

О понятии "объекты инфраструктуры морского порта", "территории морского порта", "морского терминала" см. ст.4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Так, в частности, морской терминал представляет собой совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.

Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством РФ в соответствии с ЗК РФ и ВК РФ. Так, например, границы морского порта Евпатория (Республика Крым) утверждены распоряжением Правительства РФ от 20 февраля 2016 года N 262-р, Границы морского порта Охотск (Хабаровский край) утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 января 2015 года N 117-р.