1. Использование лесов для целей для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является одним из видов использования лесов, предусмотренных п.13 ч.1 ст.25 ЛК РФ.
В соответствии с отсылочной нормой ч.1 комментируемой статьи использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со ст.21 ЛК РФ. Так, допускается строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов на землях лесного фонда, а также на землях иных категорий, на которых расположены леса, в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
Остановимся, прежде всего, на определении "линейного объекта". Так, п.11 ст.1 ГрК РФ, определяя понятие "красные линии" вводит термин линейные объекты, рассматривая в качестве примера таковых линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Проектирование, строительство, реконструкция линейных объектов имеет особенности, предусмотренные ГрК РФ. Так, например, для проектирования строительства, реконструкции таких объектов не требуется подготовка градостроительных планов земельных участков (п.1 ст.44 ГрК РФ). В отношении данных объектов осуществляется подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории (п.6 ст.46, 48 ГрК РФ).
Состав разделов проектной документации также имеет свои особенности, предусмотренные разд.III Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87.
Пунктом 4 ч.1 ст.21 ЛК РФ также раскрывается понятие линейного объекта через перечисление линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Аналогичное определение содержит п.2 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года N 223.
На земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами действие градостроительного регламента не распространяется (п.4 ст.36 ГрК РФ).
Отметим, что линейные объекты (дороги, линии электропередачи, нефтепроводы и иные характерные сооружения) могут располагаться на территории более одного регистрационного округа и, таким образом, на нескольких земельных участках.
Понятие линейных объектов сформулировано действующим законодательством РФ недостаточно четко, поскольку законодатель ограничился только примерным перечислением объектов, которые могут быть отнесены к линейным. Данное обстоятельство порождает сложности на этапе правоприменения, порождающие, в том числе различного рода судебные споры. Особенно данный вопрос актуален для использования лесов, которое в силу ст.21, 25 ЛК РФ, допускается лишь в предусмотренных законом случаях. Отметим, что вопрос отнесения того или иного объекта к линейным имеет определяющее значение для решения вопроса о возможности размещения такого объекта на лесных участках, а также допустимом использовании лесного фонда для целей строительства и эксплуатации соответствующих объектов.
Так, например, в судебной практике рассматривался вопрос отнесения возведенная канатной дороги к линейным объектам, как части сложной вещи, предназначенной для обслуживания горнолыжного комплекса, осуществления спуска по трассам, принадлежащим предпринимателю на праве собственности либо аренды (см., решение Арбитражного суда Челябинской области от 1 июля 2015 года по делу N А76-7809/2014, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 февраля 2015 года N Ф09-358/15 по делу N А76-7809/2014, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2015 года по делу N А76-7809/2014).
В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2015 года по делу N А76-7809/2014 в качестве признаков линейного объекта были выделены следующие:
- объект представляет собой совокупность движимых и (или) недвижимых вещей;
- элементы линейного объекта (движимые и (или) недвижимые вещи) функционально и технологически взаимосвязаны;
- элементы линейного объекта (движимые и (или) недвижимые вещи) предназначены для использования по общему целевому назначению;
- объект имеет протяженность (длину).
Аналогичное разъяснение приведено в п.3 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утв. постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 года N 68.
Как указал суд, канатная дорога представляет собой совокупность движимых и (или) недвижимых вещей, которые функционально и технологически взаимосвязаны, кроме того, предназначены для использования по общему целевому назначению (подъем посетителей горнолыжного комплекса на возвышенность для дальнейшего спуска по существующим трассам). Безусловно, такой объект имеет протяженность.
В целях установления юридического факта, относятся ли объекты, для строительства которых предоставлены спорные лесные участки, к линейным объектам, предусмотренным ст.21 ЛК РФ, судам необходимо установить, имеют ли спорные объекты самостоятельное функциональное назначение, а также цель их создания.
Поскольку доказательств наличия возможности по использованию подъемников, предполагаемых к размещению в границах переданных в аренду лесных участков, в целях эксплуатации иных объектов, принадлежащих иным физическим, юридическим лицам, в дело не было представлено, суд пришел к выводу о том, что спорная канатная дорога в данном случае предназначена для обслуживания горнолыжного комплекса и не имеет самостоятельного функционального назначения. В рассматриваемой ситуации в дело не было представлено документов, опровергающих как факт наличия у канатной дороги статуса линейного объекта, так и то обстоятельство, что спорное сооружение функционально предназначено исключительно для обеспечения эксплуатации иных элементов (прежде всего, горнолыжных трасс) единого комплекса.
2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрены правовые основания предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства линейных объектов.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для строительства линейных объектов, предоставляются на праве (см. комментарий к ст.9 ЛК РФ):
- постоянного (бессрочного) пользования;
- ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);
- аренды;
- безвозмездного пользования.
О предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности подробнее см. гл.6 ЛК РФ.
При этом отметим, что в п.1 письма от 13 декабря 2012 года N НК-03-54/14278 Федеральное агентство лесного хозяйства отмечает, что при лесном планировании (разработке лесных планов субъектов РФ и лесохозяйственных регламентов лесничеств) целесообразно учитывать схемы размещения объектов электроэнергетики в регионе и заблаговременно планировать необходимость предоставления лесных участков для строительства и эксплуатации линий электропередачи, а также необходимость вырубки соответствующих деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах. В частности, для рационального использования лесов на соответствующих лесных участках представляется целесообразным заблаговременно планировать мероприятия по заготовке гражданами древесины для собственных нужд, заготовке живицы, а также строительство лесных дорог, прокладку противопожарных разрывов и иных мероприятий, связанных с вырубкой деревьев, кустарников, лиан.
3. В соответствии с ч.3 комментируемой статьи лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты, также предоставляются на правах, предусмотренных ст.9 ЛК РФ.