Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 4. Участники лесных отношений

1. Комментируемая статья определяет субъектный состав лесных отношений. Участниками (субъектами) лесных отношений, регулируемых лесным законодательством, могут быть:

- государство (Российская Федерация);

- государственные образования (субъекты РФ);

- муниципальные образования;

- юридические лица;

- граждане.

Определение юридического лица содержится в ст.48 ГК РФ. Юридические лица, включая юридических лиц с иностранным капиталом, могут участвовать в лесных правоотношениях, если они зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ.

Под "гражданами", упомянутыми в комментируемой статье в качестве участников лесных отношений, следует понимать как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов).

В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Поскольку ЛК РФ не устанавливает особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства как участников лесных отношений, последние участвуют в лесных отношениях на территории РФ наравне с гражданами РФ.

Правовой статус граждан, участвующих в лесных отношениях, зависит от вида лесных отношений. Участниками одних лесных правоотношений могут быть только дееспособные совершеннолетние граждане (например, отношений по лесопользованию, требующие заключения письменного договора). К участию в других лесных правоотношениях допускаются несовершеннолетние граждане (например, заготовка пищевых лесных ресурсов для собственных нужд).

Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут участвовать в лесных правоотношениях, если они зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

2. Российская Федерация и субъекты РФ участвуют в лесных правоотношениях через соответствующие органы государственной власти. Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории города федерального значения) принимают участие в лесных правоотношениях через органы местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области лесных отношений закреплены в гл.9 ЛК РФ (ст.81-84). Помимо ЛК РФ, полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления как участников лесных правоотношений закреплены в иных нормативных правовых актах РФ (например, в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" и др.).

Полномочия государственных органов власти субъектов РФ могут устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (см., например, Закон Республики Мордовия от 14 июня 2011 года N 26-З "О регулировании лесных отношений в Республике Мордовия", Закон Санкт-Петербурга от 1 апреля 2010 года N 153-49 "О регулировании лесных отношений в Санкт-Петербурге", Закон Республики Дагестан от 11 марта 2008 года N 10 "О регулировании лесных отношений на территории Республики Дагестан", Закон Республики Саха (Якутия) от 31 января 2008 года 550-З N 1115-III "О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)", Закон Тамбовской области от 3 октября 2007 года N 275-З "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области" и др.).

Полномочия органов местного самоуправления могут устанавливаться, помимо нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (см. комментарий к ст.2 ЛК РФ).