1. Под принципами лесного законодательства следует понимать основные начала, руководящие идеи, лежащие в основе нормативного закрепления лесных отношений.
Следует сказать, что в ст.1 Модельного лесного кодекса для государств-участников СНГ (принят в г.Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 года постановлением 22-11 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) (см. URL: http://iacis.ru/upload/iblock/761/147.pdf) провозглашаются следующие принципы:
- учет значения лесов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию, охране и воспроизводству осуществляется исходя из представлений о лесе как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, совокупности природных ресурсов, используемых в качестве средства производства в лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств, и одновременно являющимся объектом гражданских прав в той мере, в какой это допускается национальным законодательством;
- приоритет охраны лесов, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в лесном хозяйстве перед использованием лесов в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение лесами осуществляется собственниками лесных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и не ущемляет права иных лиц;
- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию, охране и воспроизводству лесов должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
- участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся охраны и воспроизводства лесов, доступа к лесным ресурсам, в пределах их компетенции и в порядке, определяемых национальным законодательством;
- приоритет сохранения особо ценных лесов и лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;
- свободное пребывание граждан в лесах, если иное не предусмотрено национальным законодательством;
- платность пользования лесными ресурсами, если иное не предусмотрено национальным законодательством;
- разграничение национальным законодательством функций управления лесами между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающее наиболее эффективное решение вопросов использования, охраны и воспроизводства лесов;
- дифференцированный подход к установлению правового режима участков лесов, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и другие факторы.
Национальными законами могут быть установлены и другие принципы лесного законодательства.
Несомненно, прослеживается тесная связь основных принципов лесного законодательства с основными принципами охраны окружающей среды, закрепленными в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Они соотносятся как часть и целое. Кроме того, принципы лесного законодательства основываются и на конституционных положениях. В ст.42 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
2. Первым в ЛК РФ провозглашается принцип об устойчивом управлении лесами, сохранении биологического разнообразия лесов, повышении их потенциала.
Несомненно, устойчивое управление должно проявляться, прежде всего, в устойчивости системы органов управления лесным хозяйством. Однако этого сказать нельзя, поскольку Федеральное агентство лесного хозяйства уже не раз переподчинялось различным государственным органам.
Следует также отметить приказ Рослесхоза от 5 февраля 1998 года N 21 "Об утверждении Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации". В соответствии с данным актом устойчивое управление лесами России - это целенаправленное, долговременное, экономически выгодное взаимоотношение человека и лесных экосистем. Эти взаимоотношения могут сопровождаться периодическим изъятием лесной продукции с помощью различных технологий, с применением машин и механизмов. Использование рыночных и нерыночных полезностей леса не должно вести к деградации или исчезновению не только лесов, но и отдельных видов.
Понятие "биологическое разнообразие" используется не только на национальном, но и на международном уровне. Основополагающим актом в данной сфере является Конвенция о биологическом разнообразии, принятая 5 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро. В частности, в Конвенции дается определение биологического разнообразия - это вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.
Важнейшим направлением в сфере сохранения биологического разнообразия является участие Российской Федерации в международных конвенциях и соглашениях.
Российское экологическое право регламентирует отношения в области охраны, воспроизводства и использования растительного мира, других природных объектов и ресурсов, а также устанавливает систему управления всей природоохранной деятельностью вообще и компонентами природной среды в частности.
Основы государственной политики в сфере сохранения биологического разнообразия отражены в:
- Экологической доктрине Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года N 1225-р;
- Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 года);
- Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральном законе от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире";
- Федеральном законе от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
- Федеральном законе от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
- Законе РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах";
- ВК РФ;