1. В ч.1 комментируемой статьи установлена обязанность прохождения обязательных медицинских осмотров работниками, занятыми на отдельных видах работ, в том числе на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Целью прохождения указанных осмотров является охрана здоровья и сохранение способности работников к труду, предупреждение и своевременное выявление профессиональных заболеваний (см. подробнее комментарий к ст.46 Закона).
Применительно к рассматриваемым нормам речь идет о применении следующих документов:
- ТК РФ (см. ст.69, 213, 266, 348.3, 348.8 и др.);
- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (см. ст.48);
- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (см. ст.34);
- Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (см. ст.27);
- Кодексе торгового мореплавания РФ (см. ст.55);
- Федеральном законе от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (см. ст.28);
- Федеральном законе от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (см. ст.24);
- ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (см. ст.8);
- ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (см. ст.9);
- Федеральном законе от 2 мая 1997 года N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (см. ст.14);
- Федеральном законе от 8 марта 2011 года N 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии" (см. ст.2);
- Федеральном законе от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (см. ст.27);
- Федеральном законе от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (см. ст.23);
- Закон РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ст.4.1);
- Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (см. ст.11);
- Федеральном законе от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (см. ст.40.1);
- Федеральном законе от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (см. ст.12);
- Федеральном законе от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (см. ст.25);
- Федеральном законе от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (см. ст.9);
- Федеральном законе от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (см. ст.14);
- Федеральном законе от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (см. ст.23);
- Федеральном законе от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (см. ст.6);
- Федеральном законе от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (см. ст.19) и др.
2. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н. Данным Порядком установлены правила проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
3. В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ. Перечни медицинских противопоказаний в различных областях утверждаются органами исполнительной власти. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2011 года N 989н утвержден Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Приказом Минздравсоцразвития России от 19 декабря 2005 года N 796 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов и маневровой работой. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности утвержден постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Перечень медицинских противопоказаний и Перечень должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также Требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии утверждены постановлением Правительства РФ от 1 марта 1997 года N 233 и т.д.
4. Необходимо обратить внимание, что комментируемой статьей работодателям в целях охраны здоровья предоставлено право вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Вместе с тем, реализация предоставленного права в настоящее время не получила широкого распространения. Существуют некоторые нерешенные проблемы, касающиеся организации на предприятиях медицинского обслуживания работников. По-прежнему остается открытым вопрос о совершенствовании нормативной базы в этой области, привлечения к работе на предприятия врачей-профпатологов и врачей специалистов для обеспечения медицинского обслуживания и контроля за состоянием здоровья работников. Открытие здравпункта, медицинской части на предприятии - задача для работодателя сложная и трудоемкая. Во-первых, необходимо изменять штатное расписание и вводить в него должности медицинских работников, разрабатывать для них должностные инструкции, что требует оформления множества документов. Во-вторых, необходимо соблюдение требований, предъявляемых законодательством к помещению, наличию оборудования и медикаментов. В-третьих, здравпункт, медчасть и др. не сможет действовать без получения лицензии на медицинскую деятельность, если только они не являются филиалом ближайшей поликлиники или иной медицинской организации. Покупка оборудования и медикаментов, обустройство помещения, лицензирование - это довольно сложный комплекс мероприятий, который требует немалых временных затрат и привлечения значительного количества средств.