Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть четвертая) (постатейный)

Комментарий к статье 1263. Аудиовизуальное произведение

1. Аудиовизуальные произведения относятся к числу сложных объектов (ст.1240 ГК) и охватывают собой широкий круг кино-, теле- и видеопроизведений, которые рассчитаны, как правило, на одновременное слуховое и зрительное восприятие аудиторией. Сюда относятся прежде всего кино-, теле- и видеофильмы независимо от их жанра и назначения (художественные, документальные, научно-популярные, учебные, мультипликационные и т.д.), объема (полнометражные, короткометражные, многосерийные и т.д.), исполнения (звуковые, немые, черно-белые, цветные, широкоэкранные и т.д.), другие кино- и телепроизведения.

Практически все аудиовизуальные произведения представляют собой органическое соединение разных видов искусств в единое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов. Так, творческий вклад в создание таких комплексных произведений, как кино- и телефильмы, вносят сценарист, художник, композитор, оператор, актеры и иные лица, труд которых синтетически объединяется искусством режиссера в новое художественное целое. При этом некоторые компоненты фильма, такие, как сценарий, в том числе режиссерский, музыка, фотографические изображения (кадры), эскизы, рисунки и макеты декораций, костюмы, реквизиты и т.п., могут существовать и использоваться отдельно от фильма и нередко имеют значение самостоятельных объектов авторского права. Другие компоненты, в частности творческий вклад режиссера, оператора, артистов и некоторых других лиц, могут быть выделены лишь теоретически, но практически не поддаются обособлению от фильма в целом и не могут быть использованы самостоятельно.

Говоря о телевизионных произведениях как самостоятельной разновидности охраняемых законом аудиовизуальных произведений, закон имеет в виду лишь такие произведения, которые специально созданы для показа по телевидению. Нет никаких оснований для отнесения к их числу произведений литературы и искусства, которые лишь используются телевидением без переработки. Иными словами, их показ по телевидению должен рассматриваться только как способ их использования. Поэтому, например, театральный спектакль, переданный по телевидению, не становится в силу этого особым аудиовизуальным произведением.

Правовой режим аудиовизуальных произведений имеют и видеозаписи, хотя по своей сущности они ближе к объектам смежных прав. Однако, учитывая, что во всем мире они охраняются как объекты авторского права, российский законодатель также признал их особым видом аудиовизуальных произведений.

2. В соответствии с п.2 соавторами аудиовизуального произведения признаются три лица - режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения, специально созданного для этого музыкального произведения. Все остальные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения, его соавторами не становятся. Данное императивное положение закона противоречит общему подходу, в соответствии с которым автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п.1 ст.1228 ГК). Кроме того, оно далеко не всегда является справедливым, поскольку решающий творческий вклад в создание некоторых видов аудиовизуальных произведений вносят именно те его создатели, которые никаких авторских прав в отношении аудиовизуального произведения в целом не приобретают (например, оператор-постановщик в отношении видеофильма, художник-мультипликатор в отношении рисованного мультфильма и т.п.).

Данное искусственное ограничение круга соавторов аудиовизуального произведения можно объяснить, пожалуй, лишь стремлением законодателя упростить ситуацию, поскольку признание соавторами всех, кто внес творческий вклад в его создание, означало бы необходимость урегулирования отношений с большим числом лиц, что создало бы значительные неудобства и почву для возникновения спорных вопросов. По этой же причине прежнее отечественное законодательство исходило из того, что авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку (ст.486 ГК РСФСР 1964 года).

Признавая в целом целесообразность подобного подхода и его соответствие мировой практике, трудно согласиться с императивностью нормы, закрепленной коммент. ст. С учетом многообразия аудиовизуальных произведений более оправданным и справедливым было бы предоставление возможности расширять круг их соавторов, если на этот счет достигнуто согласие всех заинтересованных лиц.

3. Пункт 3 коммент. ст. предусматривает выплату автору музыкального произведения (с текстом или без текста) специального вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения. Речь идет об особом праве композитора, отличном от тех прав, которые он приобретает как один из соавторов аудиовизуального произведения. Впрочем, рассматриваемым правом обладают авторы любых музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальных произведениях, а не только тех, которые специально созданы для последних.

В Российской Федерации данное право появилось у композиторов лишь с принятием в 1993 году Закона об авторском праве и на первых порах столкнулось с непониманием как пользователей аудиовизуальных произведений, так и судебных органов. Действительно, обосновать разумность и оправданность закрепления в законе этого права с чисто логических позиций и современного состояния кинематографа весьма затруднительно. Однако если обратиться к его генезису, все становится на свои места. Как известно, данное право появилось в законодательстве западных стран в период рождения звукового кино. До этого времени демонстрация "немых" фильмов нередко сопровождалась исполнением музыкальных произведений, в том числе и оригинальных, за что их авторы получали особое авторское вознаграждение. С переходом к звуковому кино надобность в особом музыкальном сопровождении фильма при его демонстрации отпала. Но за композиторами, музыка которых вошла в кинофильмы, было признано право на получение специальных отчислений за каждое публичное исполнение их музыкальных произведений одновременно с исполнением аудиовизуальных произведений.

В настоящее время достаточных объективных предпосылок для сохранения в законодательстве исследуемого права композиторов не имеется. Однако с учетом того, что подобным правом композиторы пользуются во всех развитых странах, его закрепление в российском законодательстве следует признать оправданным. Во всяком случае, как бы ни относиться к данному праву, с ним необходимо считаться и, в частности, учитывать его при построении договорных отношений в сфере проката кинофильмов.

4. Пункт 4 коммент. ст. посвящен правам изготовителя аудиовизуального произведения. Им признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание аудиовизуального произведения. Изготовитель аудиовизуального произведения одновременно именуется его продюсером (от англ. produce - "производить"). Равнозначность данных терминов подтверждается ст.3 Закона о государственной поддержке кинематографии, в которой продюсером называется "физическое или юридическое лицо, взявшее на себя ответственность за финансирование, производство и прокат фильма".

В литературе, опираясь на сложившуюся практику, выделяют продюсеров, отвечающих: а) за производство аудиовизуального произведения, т.е. обеспечивающих творческий и технологический процесс съемок; б) за распространение аудиовизуального произведения с целью удовлетворения потребностей публики, возврата затраченных на его производство средств и получение прибыли; в) за финансирование производства аудиовизуального произведения. При этом подчеркивается, что данное деление весьма условно, что указанные функции между продюсерами не обязательно четко разграничены, что один продюсер может принимать на себя несколько функций и т.п. (подр. об этом см.: Чуковская Е.Э. Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. М., 1999. С.8 и др.).

В роли продюсеров могут выступать как юридические (чаще всего - кино- и телестудии), так и конкретные физические лица.

5. Содержащаяся в абз.1 п.4 отсылка к ст.1240 ГК не имеет большого смысла, поскольку в указанной статье не упоминается ни о каких дополнительных правах продюсера, о которых бы не говорилось в коммент. п. Более того, норма, закрепленная коммент. п., является специальной по отношению к правилам ст.1240 ГК и потому пользуется приоритетом. В частности, в отличие от ст.1240 ГК, в императивной форме закрепляющей исключительное право за лицом, организовавшим создание сложного объекта, коммент. п. лишь презюмирует данное положение, допуская возможность договориться об ином с авторами аудиовизуального произведения.

6. Абзац 2 п.4 закрепляет за продюсером неимущественное право на указание своего имени или наименования при любом использовании аудиовизуального произведения. Как правило, имя (наименование) продюсера (продюсеров) указывается в титрах, а также на материальном носителе, на котором записано произведение.

При этом действует презумпция, согласно которой изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

7. Пункт 5 посвящен авторским правам тех лиц, которые внесли творческий вклад в создание аудиовизуального произведения, но в силу п.2 коммент. ст. не стали его соавторами (в литературе высказано иное мнение, согласно которому правила данного пункта распространяются на всех авторов, включая указанных в п.2 коммент. (см.: Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М., коммент. к ст.1263). Кроме того, он действует по отношению к авторам тех произведений, которые существовали ранее, но были так или иначе использованы в составе аудиовизуального произведения (например, к правам автора повести, положенной в основу сценария).

Закон сохраняет за такими авторами исключительное право на их произведения, если только они сами передали его продюсеру при согласовании вопроса об использовании их произведений в составе аудиовизуального произведения. Если между продюсером и автором произведения, вошедшим составной частью в состав аудиовизуального произведения, был заключен лицензионный договор, условия использования такого произведения вне аудиовизуального произведения определяются этим договором.