Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 106. Классификация товаров

1. Для более полного и правильного понимания сути комментируемой статьи необходимо привести определение термина классификация. Итак, классификация (от лат. classis - разряд и facere - делать) - это распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики (отрасли производственной и социальной сферы), классификация налогов (косвенные, прямые), классификация товаров (потребительские товары длительного и текущего пользования, продовольственные и промышленные).

________________

См. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь // URL: http://economy.polbu.ru/klassifikatsija.htm


В соответствии с ч.1 комментируемой статьи товары при их таможенном декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и комментируемым Законом требуется указание кода товаров, подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Действующая по состоянию на 1 января 2016 года ТН ВЭД ЕАЭС утверждена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза". В целях обеспечения единообразной интерпретации и применения ТН ВЭД ЕАЭС разработаны соответствующие Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (см. рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 года N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза").

2. Классификация товаров может осуществляться как самим декларантом, так и по поручению декларанта таможенным представителем.

Код товара декларант определяет самостоятельно. Он может заявить код товара на основании предварительного решения о классификации товара, полученного им или лицом, перемещающим товары, до начала таможенного декларирования товара.

Порядок заполнения декларации на товары закреплен в Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257.

В силу п.6 ст.52 ТК ТС таможенные органы, определенные законодательством государств - членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию (см., например, распоряжение Федеральной таможенной службы от 15 августа 2014 года N 233-p "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров"). Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.

Также в целях обеспечения единообразия толкования Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на основании предложений таможенных органов ЕЭК принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров (см., например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2015 года N 70 "О классификации электрической тележки с рукоятью управления по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" и др.).

Порядок внесения предложений о классификации отдельных видов товаров, их рассмотрения и согласования проектов решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров с таможенными органами государств - членов таможенного союза, определяется решением ЕЭК (см. решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 декабря 2013 года N 284 "О Порядке принятия Евразийской экономической комиссией решений о классификации отдельных видов товаров").

3. Поскольку в соответствии с п.2 ст.52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы, то вполне логичным представляется закрепление за ними полномочия в случае выявления неверной классификации товаров самостоятельно осуществлять их классификацию и принимать решение по их классификации (см. ч.2 комментируемой статьи, п.3 ст.52 ТК ТС).

Решение по классификации товара подготавливается в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. ФТС России, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, определяет форму и порядок заполнения решения по классификации товара, подготовленного в виде документа на бумажном носителе, а также формат и структуру решения по классификации товара, подготовленного в виде электронного документа.

В данном отношении действует приказ Федеральной таможенной службы от 15 октября 2013 года N 1940, которым утверждена Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

В Приложении N 1 к данной Инструкции содержится форма решения по классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и Правила заполнения такого решения; в Приложении N 2 приведен образец Журнала регистрации и учета решений по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, а в Приложении N 3 - форма решения об изменении решения по классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и Правила заполнения этого решения.

4. В ч.4 комментируемой статьи обозначен перечень информации, которая должна быть отражена в решении по классификации товара. Согласно ч.6 настоящей статьи принятое таможенным органом решение по классификации товаров до их выпуска доводится до сведения декларанта в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

5. В положениях ч.6-8 комментируемой статьи обозначены аспекты принятия решений по классификации товаров, влияющие на выпуск товаров:

1) если принятое таможенным органом решение по классификации товаров влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, то выпуск товаров не осуществляется до уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа по классификации товаров.

При этом необходимо учесть, что в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в полном объеме в сроки, определенные ст.196 ТК ТС для выпуска товара, таможенный орган отказывает в выпуске товара в соответствии с п.1 ст.201 ТК ТС;

2) если принятое таможенным органом решение по классификации товаров влияет на применение к товарам запретов и ограничений, то выпуск товаров не осуществляется до предоставления документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений. Исключение составляют случаи, когда в соответствии со ст.219 комментируемого Закона такие документы могут быть предоставлены после выпуска товаров;

3) если решение таможенного органа по классификации товаров не приводит к увеличению размера подлежащих к уплате таможенных платежей и не влияет на применение к товарам запретов и ограничений, то такое решение не является основанием для отказа в выпуске товаров. В данном случае декларант (таможенный представитель) обязан осуществить корректировку заявленных сведений в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня выпуска товаров.

6. Положения ч.9-12 комментируемой статьи регламентируют вопросы, связанные с проведением таможенными органами дополнительной проверки при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

В целях проведения дополнительной проверки таможенный орган назначает таможенную экспертизу или запрашивает дополнительные документы и сведения, которые представляются в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. О таможенной экспертизе см. гл.20 ТК ТС, комментарий к ст.172, 173 Закона.

Для получения дополнительных документов и сведений таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта:

1) о необходимости предоставления сведений о характеристиках товаров, влияющих на классификацию этих товаров,

2) о том, какими именно документами данные сведения должны быть подтверждены.

Уведомление осуществляется в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Декларант вправе предоставить имеющиеся у него другие документы, содержащие сведения о товарах.