1. В ч.1 комментируемой статьи законодатель определяет основные обязанности таможенных органов.
Во-первых, обязанность соблюдать права и законные интересы граждан и иных лиц вытекает из ст.2 Конституции РФ, провозглашающей человека высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Данный принцип придает социальный смысл деятельности должностных лиц таможенных органов. Сотрудники и гражданские служащие таможенных органов не должны ущемлять права и законные интересы физических лиц при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. При осуществлении своих полномочий должностные лица таможенных органов не праве нарушать законодательно установленные свободы граждан. Также этот конституционный принцип должен защищать граждан от коррупционного поведения со стороны государственных служащих и сотрудников таможенных органов.
Во-вторых, обязанность должностного лица таможенных органов поддерживать уровень квалификации перекликается с принципом профессионализма и компетентности (см. ст.11 комментируемого Закона). Каждый сотрудник и федеральный государственный гражданский служащий таможенного органа должен профессионально обеспечивать задачи и функции таможенных органов, отвечать требованиям, вытекающим из назначения и содержания занимаемой им должности.
Также законодательством РФ закреплены и иные обязанности для государственного гражданского служащего таможенного органа (см. ст.15 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") и сотрудника таможенного органа (см. ст.17 ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации").
2. В ч.2 комментируемой статьи законодатель отмечает, что порядок исполнения обязанностей должностным лицом таможенного органа осуществляется в соответствии с должностным регламентом. Содержание регламента, порядок его разработки и утверждения определяется приказом ФТС России от 11 августа 2009 года N 1458 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации".
Должностная инструкция - основной организационно-правовой акт, определяющий права, обязанности и ответственность сотрудника таможенного органа РФ при осуществлении им служебной деятельности согласно занимаемой должности.
Должностной регламент - акт, издаваемый для регулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента таможенного органа, регламентирующий содержание и результаты деятельности государственного гражданского служащего таможенного органа при осуществлении им профессиональной служебной деятельности согласно занимаемой должности.
Должностная инструкция и должностной регламент способствуют:
- созданию организационно-правовой основы служебной деятельности должностных лиц таможенных органов;
- повышают ответственность должностных лиц за результаты их деятельности;
- обеспечивают объективность при аттестации сотрудника, присвоении ему специального звания, поощрении или наложении дисциплинарного взыскания;
- обеспечивают объективность при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего или наложении на него дисциплинарного взыскания.
Должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих структурных подразделений ФТС России утверждаются заместителем руководителя ФТС России, координирующим и контролирующим их деятельность на основании распределения обязанностей между руководителем ФТС России и его заместителями (см. приказ ФТС России от 7 февраля 2008 года N 105 "О полномочиях по утверждению должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих").
3. Приказ - письменное или устное распоряжение начальника таможенного органа, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными сотрудниками государственными гражданскими служащими. Приказ должен быть выполнен точно и в срок с представлением доклада о его выполнении начальнику, отдавшему приказ. Однако если приказ или распоряжение не соответствует законодательству, должностное лицо не вправе его исполнять. Если сотрудник сомневается в правомерности полученного им для исполнения приказа, то он обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме непосредственному начальнику, начальнику, отдавшему приказ, или вышестоящему начальнику таможенного органа.
4. В ч.4 комментируемой статьи закреплено, что в случае исполнения должностным лицом таможенного органа поручения (приказа, распоряжения), не соответствующего таможенному законодательству Таможенного союза и (или) законодательству Российской Федерации, должностное лицо и давший это поручение руководитель несут в соответствии с законодательством Российской Федерации определенного вида ответственность: дисциплинарную, органа (см. ст.57 и др. ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") и сотрудника таможенного органа (см. ст.29 и др. ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"); гражданско-правовую (см. ГК РФ); административную (см. КоАП РФ); уголовную ответственность (см. УК РФ).
Так, в частности, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 года N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации", если непосредственный начальник, а в его отсутствие вышестоящий начальник подтверждает неправомерный приказ, сотрудник обязан его исполнить, за исключением случаев, когда исполнение приказа является административно либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за исполнение сотрудником неправомерного приказа несет подтвердивший этот приказ начальник.
Об ответственности таможенных органов и их должностных лиц см. также комментарий к ст.25 Закона.