1. Согласно ч.1 комментируемой статьи таможенные органы, будучи единой федеральной централизованной системой, образуют самостоятельный механизм с вертикальным подчинением. Под системой таможенных органов понимается иерархически построенная совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними едиными целями и задачами в области таможенного дела. Данная система состоит из следующих звеньев.
Во-первых, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба России (ФТС России), является функциональным и организационным центром данной системы, возглавляет ее, объединяет и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя развитию и укреплению ее единства и целостности. Правовое положение, задачи и функции, права и обязанности, структура центрального таможенного ведомства определены в постановлении Правительства РФ от 16 сентября 2013 года N 809 "О Федеральной таможенной службе" и в приказе ФТС России от 26 декабря 2012 года N 2656 "Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы".
Отдельные функции ФТС перешли Евразийской экономической комиссии (до 2012 года - Комиссии Таможенного союза), среди них: порядок определения таможенной стоимости, утверждение ТН ВЭД ЕАЭС, утверждение форм и порядка заполнения таможенных документов, ведение реестров; утверждение методологии ведения таможенной статистики внешней торговли товарами и другие.
Во-вторых, региональные таможенные управления (РТУ), являясь промежуточным руководящим звеном между ФТС России и таможенными органами, непосредственно осуществляют управление и контроль таможен и таможенных постов, находящихся в их подчинении, по вопросам таможенных операций, взимания платежей и иным вопросам; доводят до их сведения команды вышестоящего руководителя (см. приказ Федеральной таможенной службы от 4 сентября 2014 года N 1700 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне").
В подчинении регионального управления находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные органы, за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС, и таможенных постов, подчиненных РТУ, находящихся в их регионе деятельности.
Большая часть вопросов, находящихся в ведении РТУ, по содержанию идентична полномочиям центрального таможенного органа, различны лишь их масштабы и объемы содержания полномочий. В случаях, не терпящих отлагательства, управление разрешает собственной властью вопросы, возникающие при применении таможнями различных инструкций.
В-третьих, таможни (см. приказ Федеральной таможенной службы от 4 сентября 2014 года N 1700 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне"). Под таможней понимается федеральных орган исполнительной власти, входящий в единую централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС в своем регионе деятельности в пределах законодательно определенной компетенции. Таможня является важнейшим звеном системы таможенных органов, руководит деятельностью подведомственных таможенных постов и контролирует эту деятельность. Компетенция таможни обусловлена ее видом и особенностями, территорией подведомственного таможне региона, объемом и масштабом ее деятельности, численностью аппарата и другими факторами.
В-четвертых, таможенные посты входят в единую систему таможенных органов РФ и осуществляют свою деятельность под общим руководством ФТС, руководством РТУ и непосредственным руководством таможни (см. приказ Федеральной таможенной службы от 4 сентября 2014 года N 1701 "Об утверждении Общего положения о таможенном посте"). Таможенные посты являются наиболее разветвленной низовой ступенькой системы таможенных органов, его первичным звеном, что, однако, совершенно не умаляет их роли в вопросах реализации стоящих перед таможенными органами задач. В основном компетенция таможенного поста аналогична компетенции таможни.
Таможни, таможенные посты и пункты пропуска можно подразделить в зависимости от местоположения на пограничные и внутренние. Пограничные таможенные органы проверяют наличие и правильность заполнения документов, предъявляемых в таможенных целях, осуществляя таможенные операции только в отношении товаров, получатель или отправитель которых находится в регионе их деятельности, в остальных же случаях они фиксируют прохождение грузов и организуют начало процесса доставки во внутреннюю таможню. Такое положение соответствует сложившейся мировой практике и высвобождает указанные органы от многочисленных таможенных формальностей, а также способствует ускорению грузооборота, делает таможенный контроль более эффективным. Внутренние таможенные органы: проводят таможенный досмотр и оформление грузов, личный таможенный досмотр, проверяют документы, финансово-хозяйственную деятельность предприятий - участников внешнеэкономической деятельности, взимают таможенные пошлины, налоги и сборы и т.д.
2. Согласно ч.2 комментируемой статьи создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ. В данном отношении Правительством РФ принято постановление Правительства РФ от 20 октября 2012 года N 1071 "Об утверждении Правил создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов".
Так, в частности, решение о создании, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений и таможен, а также о создании и реорганизации таможенных постов принимается ФТС России.
При подготовке решения о ликвидации таможенного поста Федеральной таможенной службой проводятся консультации с Министерством экономического развития Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией "Российский союз промышленников и предпринимателей", Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" и Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", а также органами исполнительной власти субъектов РФ (далее по тексту комментируемой статьи - органы и организации). В этих целях информация о планируемой ликвидации таможенного поста, включающая наименование ликвидируемого таможенного поста и предложения об организации таможенного оформления и таможенного контроля в его регионе деятельности, размещается ФТС России на ее официальном сайте customs.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Поступившие в течение 15 дней со дня размещения этой информации на указанном сайте ФТС России предложения органов и организаций рассматриваются на совещании в ФТС России с участием представителей органов и организаций.
Предложение ФТС России о ликвидации таможенного поста с приложением протокола соответствующего совещания и предложений органов и организаций направляются в подкомиссию по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции для рассмотрения. В случае несогласия с решением подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции по вопросу о ликвидации таможенного поста руководитель ФТС России вправе представить Председателю Правительства РФ мотивированное возражение в письменном виде.
Председатель Правительства РФ в течение 14 дней рассматривает и принимает решение в отношении указанного мотивированного возражения. Акт ФТС России о ликвидации таможенного поста вступает в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня его издания.
3. Согласно ч.3 комментируемой статьи компетенция таможенных органов определяется приказами ФТС России. В целом компетенция таможенных органов сводится к всемерному содействию развитию торговли, пополнению доходов федерального бюджета, повышению качества организации таможенного контроля, установлению партнерских взаимоотношений с бизнесом, обустройству таможенных границ, унификации тарифов и таможенного законодательства на территории Российской Федерации и Таможенного союза.
Однако отдельные таможенные органы ФТС России наделяет правом по осуществлению конкретных функций, совершения определенных таможенных операций (см., например, приказ ФТС России от 20 сентября 2011 года N 1919 "О компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, по совершению таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров", приказ ФТС России от 12 мая 2011 года N 971 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней", приказ ФТС России от 25 ноября 2010 года N 2244 "Об установлении компетенции таможенных постов" и др.).
Кроме того, ФТС России определяет регион деятельности указанных в п.2-4 ч.1 комментируемой статьи таможенных органов, см., например, следующие приказы ФТС России:
4. В ч.4 комментируемой статьи закреплено правило, согласно которому ФТС вправе создавать специализированные таможенные органы и иные свои структурные подразделения (департаменты, управления) (см., например, приказ Федеральной таможенной службы от 1 июля 2013 года N 1205 "Об утверждении Положения о Центральном информационно-техническом таможенном управлении").
Специализированные таможенные органы призваны способствовать нормальной работе всей системы таможенных органов по отдельным направлениям выполняемых функций (правоохранительной, контрольной, хозяйственной и т.д.). Однако можно выделить и другую разновидность специализированных таможенных органов, которые могут осуществлять все таможенные функции, но только в отношении определенных категорий товаров.