ПРИКАЗ
от 29 марта 2016 года N 120
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 22 июля 2020 года N 1086
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4979; 2014, N 35, ст.4758) и пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, 3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661),
приказываю:
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.
Руководитель
А.В.Алёшин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 августа 2016 года,
регистрационный N 43070
Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)
1. Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) (далее - Методика) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589; 2001, N 1, ст.2; N 53, ст.5030; 2002, N 52, ст.5132; 2003, N 2, ст.167; N 52, ст.5038; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2008, N 29, ст.3418; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2010, N 31, ст.4195; 2011, N 30, ст.4590, ст.4591; N 49, ст.7015, ст.7025; N 50, ст.7359; 2012, N 53, ст.7616; 2013, N 9, ст.874; N 52, ст.7010; 2015, N 29, ст.4359), Федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4194; 2011, N 43, ст.5971; 2013, N 9, ст.874; N 30, ст.4084; N 52, ст.7010; 2014, N 45, ст.6154), Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 876 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4979; 2014, N 35, ст.4758) (далее - Правила), Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 243, Министерства энергетики Российской Федерации N 150, Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 270, Министерства транспорта Российской Федерации N 68, Федерального горного и промышленного надзора России N 89 от 18 мая 2002 года (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2002 года, регистрационный N 3493, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 27) (далее - Порядок).
2. В Методике применены понятия и термины с соответствующими определениями, регламентированные нормативными правовыми актами Российской Федерации, действующими в сфере безопасности гидротехнических сооружений.
3. Методика предназначена для определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений (далее - ГТС) собственниками ГТС или эксплуатирующими организациями (далее - владельцы ГТС), а также специализированными организациями, привлекаемыми владельцами ГТС, экспертными центрами, определенными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору для проведения экспертизы декларации безопасности ГТС.
4. Методика предназначена для определения размера вероятного вреда, оцениваемого на основании прогнозных событий (вероятных аварий ГТС), вероятность сценариев которых оценивается в декларации безопасности ГТС на основании методик по оценке рисков в вероятностной постановке.
5. Методика регламентирует процедуру расчета и определения вероятного вреда в результате аварии ГТС.
6. Результаты расчетов, выполненные по Методике и сгруппированные согласно показателям социально-экономических последствий аварии ГТС, применяются при:
назначении размера финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварий ГТС, в том числе обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии ГТС в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";
классификации чрезвычайной ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст.2640; 2011, N 21, ст.2971);
определении класса ГТС в зависимости от значений последствий возможных гидродинамических аварий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 года N 986 "О классификации гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст.5820);
разработке деклараций безопасности ГТС и подготовке материалов для внесения ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений;
организации деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2002, N 44, ст.4294; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 50, ст.5284; N 52, ст.5498; 2007, N 45, ст.5418; 2009, N 1, ст.17; N 19, ст.2274; N 48, ст.5717; 2010, N 21, ст.2529; N 31, ст.4192; 2011, N 1, ст.24; N 1, ст.54; 2012, N 14, ст.1549; 2013, N 7, ст.610; N 27, ст.3450; N 27, ст.3477; N 52, ст.6969; 2014, N 30, ст.4272; N 42, ст.5615; 2015, N 10, ст.1408; N 18, ст.2622);
обосновании организационных и технических мер, направленных на предотвращение аварий ГТС с учетом размера потенциальных расходов на возмещение ущерба, расходов на восстановление сооружений, а также эффекта от аварийных воздействий;
обосновании решений эксплуатационных и технико-экономических задач, направленных на снижение расходов по возмещению ущерба от аварий ГТС.
7. Согласно требованиям Порядка расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, выполняется для сценария наиболее тяжелой аварии ГТС, а также для сценария наиболее вероятной аварии ГТС. Вероятный вред определяется в денежном выражении.
При определении сценариев аварий ГТС и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии ГТС, вызванные непреодолимой силой, если сила и интенсивность такого воздействия превышают значения, на которые рассчитано ГТС, в соответствии со сводом правил СП 58.13330.2012 "Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003", включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст.465; N 40, ст.5568) и утвержденным проектом ГТС. Не подлежат рассмотрению аварии, вызванные умыслом и противоправными действиями потерпевших или других лиц (за исключением владельца ГТС).
8. Методика применяется для оценки размера вероятного вреда в целом и для определения отдельных составляющих этого вреда.
9. Для объектов, в состав которых входят несколько ГТС, расчеты вероятного вреда должны выполняться для сценариев наиболее тяжелой и наиболее вероятной аварий из всех аварий, возможных на всех ГТС, входящих в комплекс ГТС. При определении максимального вреда следует учитывать возможные последствия аварии одного из ГТС, такого объекта на безопасность и функционирование других ГТС.
10. Методика не предназначена для определения морального вреда и упущенной выгоды.
11. Исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются:
обоснованные сценарии реализации наиболее тяжелой и наиболее вероятной аварий ГТС, в которых приведены данные о возможных зонах воздействия аварии ГТС;
значения величин негативных воздействий аварии ГТС;
сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии;
результаты расчета параметров зон аварийного воздействия при наиболее тяжелой и наиболее вероятной авариях ГТС.
12. Исходные данные, необходимые для определения размера вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварий ГТС, включают:
материалы проекта ГТС, в том числе основные чертежи, картографические материалы, сведения по оценке воздействия ГТС на природную среду;
комплект документов декларирования безопасности ГТС, включая декларацию безопасности ГТС и критерии безопасности ГТС;
результаты проектных, изыскательских, научно-исследовательских работ, эксплуатационные материалы и результаты обследований, оценок технического состояния ГТС;
сведения о составе, классе опасности и объеме отходов, размещенных на накопителях жидких отходов промышленных предприятий;
основные показатели социально-экономического развития района расположения ГТС.
13. При отсутствии каких-либо исходных данных, перечисленных в пунктах 11 и 12 Методики, необходимо оформить и направить по принадлежности запросы на получение данных, необходимых для определения размера вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварий ГТС, а также сформулировать предложения по проведению полевого (экспедиционного) обследования состояния участков территории субъектов Российской Федерации, подвергающихся вероятному аварийному воздействию.
14. Выполнению расчета вероятного вреда предшествует обоснование сценариев реализации наиболее вероятной и наиболее тяжелой аварий ГТС, на начальном этапе которого производится идентификация опасностей ГТС, включающая:
предварительный анализ опасностей ГТС;
разработку перечня возможных процессов и событий, приводящих к аварии ГТС;
формирование перечня основных возможных сценариев аварий ГТС;
ранжирование основных сценариев возникновения и развития аварий и чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на ГТС по уровню риска для обслуживающего персонала, населения, имущества физических и юридических лиц, природной среды;
выбор направлений деятельности по анализу риска аварий ГТС.
15. Предварительный анализ опасностей (далее - ПАО) ГТС следует выполнять с целью выявления опасных элементов и конструкций ГТС, и воздействий на них, способных привести к аварии анализируемого ГТС (комплекса ГТС).
16. Опасности, способные инициировать аварии ГТС, необходимо подразделять на природные и техногенные, внешние и внутренние.
17. К природным опасностям аварий ГТС следует относить следующие процессы и явления:
ветровые, волновые, ледовые;
температурные и сейсмические воздействия;
ливни, оползни, сели, наличие слабых грунтов в основании ГТС;
карстовые, суффозионные и криогенные процессы.
18. К техногенным опасностям аварий ГТС следует относить взрывы, пожары на промышленных объектах, расположенных в районе ГТС, крупные аварии на проходящих в зоне влияния ГТС автомобильных или железнодорожных трассах, трубопроводах транспортировки природного газа, нефтепродуктов и других пожаро- и взрывоопасных веществ. Кроме того, к техногенным опасностям аварий ГТС следует относить и опасности от аварий, возможных на ГТС, расположенных в каскаде ГЭС выше и ниже анализируемого ГТС (комплекса ГТС).
19. К внешним по отношению к анализируемому ГТС (комплексу ГТС) опасностям аварий следует относить природные воздействия - ветровые, волновые, ледовые, температурные, сейсмические, ливневые, оползневые, селевые, а также воздействия техногенного характера от опасных объектов, находящихся в районе расположения конкретного ГТС и не принадлежащих собственнику ГТС.
20. К внутренним опасностям аварий следует относить природные и техногенные опасности, присущие самим ГТС:
изменение свойств материалов ГТС и их оснований;
статические и динамические нагрузки на сооружения и их основания от самих ГТС и их оборудования;
суффозионные, деформационные и прочие негативные процессы.
21. При анализе риска аварий ГТС необходимо учитывать человеческий фактор - ошибки изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации конкретного ГТС, неправильные действия или бездействие персонала в аварийных ситуациях.
22. При идентификации опасностей аварий конкретного ГТС определяются природные и техногенные опасные факторы, свойственные району его расположения и характерные для данного ГТС, на стадии проектирования, строительства ГТС.
23. При анализе риска аварий ГТС также следует учитывать опасные факторы, влияющие на состояние ГТС в процессе эксплуатации, в том числе опасности, уже имевшие место при неполадках и авариях ГТС (комплексов ГТС).
24. Перечень основных возможных сценариев аварий ГТС и их негативных воздействий определяется составом ГТС и особенностями их работы.
Рекомендуемый перечень типовых сценариев аварий ГТС для основных видов ГТС приведен в приложении N 1 к Методике. Рекомендуемый перечень типовых сценариев аварии ГТС для основных видов ГТС не учитывает все возможные особенности конкретных ГТС.
В развитие данного перечня типовых сценариев аварий ГТС для конкретных ГТС в ходе декларирования их безопасности целесообразно разработать максимально полный перечень основных сценариев возникновения и развития аварий и их негативных воздействий, включающий все опасности, способные инициировать аварии анализируемого ГТС (комплекса ГТС), учитывающий тип и конструкцию ГТС, его назначение, условия расположения и эксплуатации, природно-климатические, социально-экономические и природные условия территории, а также сведения об авариях и ЧС, имевших место на аналогичных сооружениях.