ПРИКАЗ
от 24 февраля 2016 года N 68
(с изменениями на 11 октября 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Ростехнадзора от 11 октября 2016 года N 415 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.11.2016, N 0001201611070028).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661),
приказываю:
Руководитель
А.В.Алёшин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 марта 2016 года,
регистрационный N 41573
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций" (НП-005-16)
(с изменениями на 11 октября 2016 года)
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций" (далее - Положение) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 1999, N 27, ст.3380; 2000, N 28, ст.2981; 2002, N 4, ст.325; N 44, ст.4392; 2003, N 40, ст.3899; 2005, N 23, ст.2278; 2006, N 50, ст.5346; 2007, N 14, ст.1692; N 46, ст.5583; 2008, N 15, ст.1549; 2012, N 51, ст.7203).
2. Настоящее Положение устанавливает:
критерии объявления на атомных станциях (далее - АС) состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка";
порядок объявления на АС состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка";
порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций на АС;
требования к организации оказания экстренной помощи АС со стороны эксплуатирующей организации при возникновении радиационно опасных ситуаций.
3. Требования настоящего Положения распространяются на все действующие, строящиеся и проектируемые АС Российской Федерации с реакторами всех типов.
4. Требования настоящего Положения должны выполняться при проектировании, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации АС, а также при взаимодействии организаций, осуществляющих реагирование при возникновении радиационно опасных ситуаций на АС.
Используемые термины и определения приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.
5. Критериями объявления состояния "Аварийная готовность" являются:
превышение значений мощностей доз в помещениях и на территории АС, в санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ) и зоне наблюдения, приведенных в приложении N 2 к настоящему Положению, при нарушении пределов и условий безопасной эксплуатации АС;
внешнее воздействие природного и/или техногенного происхождения, взрыв, пожар или затопление на территории АС, нарушившие нормальную работу систем и/или элементов, важных для безопасности, и приведшие к нарушению пределов и/или условий безопасной эксплуатации.
6. В качестве критериев объявления состояния "Аварийная обстановка" должны использоваться:
значения мощностей доз в помещениях и на территории АС, в СЗЗ и зоне наблюдения, указанные в приложении N 2 к настоящему Положению;
факт введения в действие административным руководством АС руководства по управлению запроектными, в том числе тяжелыми, авариями.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 ноября 2016 года приказом Ростехнадзора от 11 октября 2016 года N 415. - См. предыдущую редакцию)
7. Решения об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" принимает директор АС или лицо, исполняющее его обязанности. Одновременно с принятием данного решения директор АС или лицо, исполняющее его обязанности, а при их отсутствии - начальник смены АС принимает решение о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.
8. При принятии директором АС или лицом, исполняющим его обязанности, решения об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС данные лица должны немедленно отдать указание начальнику смены АС об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.
9. Информация об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС доводится до сведения работников (персонала) АС согласно утвержденным схемам оповещения с применением средств оповещения и связи.
10. После объявления на АС состояния "Аварийная готовность" должны быть приведены в состояние готовности силы ликвидации чрезвычайных ситуаций и средства для ослабления, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций, определенные в документах эксплуатирующей организации.
11. До завоза ядерного топлива на АС директором АС должна быть утверждена схема оповещения организаций, участвующих в аварийном реагировании.
12. Не позднее чем через 15 минут после объявления на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введения в действие плана мероприятий по защите персонала информация об этом должна быть доведена до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами и органа повседневного управления функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
13. Информирование участников аварийного реагирования при радиационно опасной ситуации на АС должно быть оперативным, лаконичным, исчерпывающим и достоверным для достижения своевременного и адекватного реагирования на возможное развитие радиационно опасной ситуации.
14. Лица, передающие и принимающие сообщения об объявлении состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка", должны регистрировать их с обязательным указанием даты, времени передачи/приема сообщения и лиц, передавших и принявших сообщение.
15. В случае возникновения радиационно опасной ситуации эксплуатирующая организация не реже одного раза в сутки должна информировать Ростехнадзор и уполномоченный орган управления использованием атомной энергии о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности и принимаемых мерах оказания помощи АС.
16. В случае возникновения радиационно опасной ситуации административное руководство АС не реже одного раза в сутки должно информировать работников (персонал) АС о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности АС в зависимости от масштабов радиационно опасной ситуации.
17. Эксплуатирующая организация должна планировать и обеспечивать выполнение организационных и технических мер по ослаблению, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций и оказанию экстренной помощи АС.
18. В эксплуатирующей организации должна быть создана группа оказания экстренной помощи АС (далее - группа ОПАС). Эксплуатирующая организация должна обеспечить функционирование группы ОПАС для оказания научно-технической и консультативной поддержки при организации и осуществлении мер по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций на АС.
19. Руководитель и заместитель (заместители) руководителя группы ОПАС назначаются уполномоченным органом управления использованием атомной энергии по представлению эксплуатирующей организации.
20. С целью выполнения анализа, прогноза развития и масштабов последствий радиационно опасных ситуаций, выработки рекомендаций по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при оказании экстренной помощи АС эксплуатирующая организация должна привлекать для формирования группы ОПАС и участия в ее работе проектные, научные, конструкторские, ремонтные и другие организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации.
21. Для оказания научно-технической поддержки группе ОПАС эксплуатирующая организация должна обеспечить создание и функционирование центров технической поддержки (далее - ЦТП) на базе организаций, участвующих в формировании и работе группы ОПАС.
ЦТП по направлению своей деятельности должны решать следующие задачи:
анализ радиационно опасных ситуаций на АС, идентификация причин их возникновения и прогнозы возможных путей развития;
оценка степени повреждения оборудования и конструкций реактора (реакторной установки), состояния критических функций безопасности и физических барьеров АС;
разработка вариантов возвращения АС в контролируемое состояние и мероприятий по ликвидации радиационно опасных ситуаций и их последствий;
анализ и прогнозы развития радиационно опасных ситуаций и их последствий для АС, персонала, населения и окружающей среды;
подготовка рекомендаций по защите персонала;
подготовка рекомендаций по оказанию медицинской помощи персоналу, в том числе в зависимости от полученной дозы облучения;
подготовка предложений по защите населения с учетом состояния АС и результатов мониторинга компонентов окружающей среды;
проведение необходимых расчетов, подготовка предложений:
по замене вышедшего из строя оборудования;
по сохранению/восстановлению работоспособности систем, зданий и сооружений АС.
22. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать постоянную готовность группы ОПАС к выполнению функций аварийного реагирования.
23. Для обеспечения постоянной готовности группы ОПАС к выполнению своих функций у каждого члена группы ОПАС должен быть дублер.
24. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать:
финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения при радиационно опасных ситуациях;
оснащение группы ОПАС материальными ресурсами, транспортными средствами, средствами связи, а также проектной, нормативной и технической документацией;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций;
финансирование создания и функционирования центров технической поддержки.
25. В эксплуатирующей организации для координации противоаварийной деятельности должен быть создан и функционировать кризисный центр (далее - КЦ).
26. КЦ должен включать:
специально оснащенные помещения;
персонал, обеспечивающий работу КЦ, включая дежурно-диспетчерскую службу эксплуатирующей организации.
27. КЦ должен обеспечивать:
работу группы ОПАС;
информационное взаимодействие между участниками аварийного реагирования;
функционирование единого для всех участников аварийного реагирования информационного пространства, где в режиме реального времени обеспечивается предоставление данных о состоянии всех блоков АС, радиационной и метеорологической обстановке в районе площадки АС, СЗЗ и зоне наблюдения.
28. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать оснащение КЦ:
средствами связи;
транспортными средствами;
документацией;
системой автоматизированного оповещения;