ПРИКАЗ
от 30 ноября 2015 года N 865/пр
О внесении изменений в методические рекомендации по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности, утвержденные приказом Минстроя России от 10 февраля 2014 года N 43/пр и признании утратившим силу приказа Минстроя России от 14 июля 2015 года N 501/пр
____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа Минстроя России от 28 января 2016 года N 42/пр
____________________________________________________________________
В соответствии с частью 7 статьи 178, частью 3 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2015, N 27, ст.3967), пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2014, N 40 (Часть III), ст.5426; 2015, N 23, ст.3334, N 46, ст.6393),
приказываю:
1. Методические рекомендации по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности, утвержденные приказом от 10 февраля 2014 года N 43/пр (далее - методические рекомендации), изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Минстроя России от 14 июля 2015 года N 501/пр "О внесении изменений в методические рекомендации по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности, утвержденные приказом Минстроя России от 10 февраля 2014 года N 43/пр".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа, организацию и проведение тестирования на знание законодательства, предусмотренного методическими рекомендациями, возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В.Чибиса.
Министр
М.А.Мень
Методические рекомендации по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации при создании специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества, в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), и обеспечении их деятельности. Настоящие методические рекомендации не содержат положений обязательного характера.
2. Организационные основы деятельности регионального оператора
2.1. Полномочия учредителя (учредителей) регионального оператора от имени субъекта Российской Федерации целесообразно реализовывать органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции по вопросам управления имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, на основании решения, принимаемого в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого будет осуществлять деятельность региональный оператор.
2.2. Рекомендуется осуществлять создание одного регионального оператора, функционирующего на всей территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда необходимость создания на территории субъекта Российской Федерации нескольких региональных операторов обусловлена:
существенным различием климатических условий в рамках территории субъекта Российской Федерации;
особенностями административно-территориального деления субъекта Российской Федерации (например, наличием закрытых административно-территориальных объединений).
2.3. В случае принятия решения о создании нескольких региональных операторов рекомендуется определять территорию их деятельности с учетом необходимости функционирования одного регионального оператора на территории муниципального образования.
2.4. Создание регионального оператора рекомендуется осуществлять без ограничения срока его деятельности.
2.5. В устав регионального оператора рекомендуется включать следующие положения:
наименование регионального оператора, содержащее указание на характер его деятельности и организационно-правовую форму, включающее слово "фонд";
место нахождения регионального оператора;
порядок управления деятельностью регионального оператора, предмет и цели его деятельности, положения об органах управления и органах надзора, о порядке их формирования, о порядке назначения и освобождения от должности должностных лиц органов управления и органов надзора регионального оператора;
источники формирования имущества регионального оператора;
порядок внесения изменений в устав регионального оператора;
положения об имуществе регионального оператора и порядке использования такого имущества в случае ликвидации регионального оператора и иные положения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2.6. Правом вносить предложения об изменении устава регионального оператора рекомендуется наделить учредителя или лицо, реализующее полномочия учредителя.
2.7. Рекомендуется обеспечить осуществление учредителем и попечительским советом постоянного мониторинга финансовой устойчивости регионального оператора по исключению возможности возникновения оснований для ликвидации регионального оператора. При ликвидации регионального оператора оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество рекомендуется направлять на цели капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
3. Цели, функции и полномочия регионального оператора
3.1. Функции регионального оператора определяются в соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, а также уставом регионального оператора.
3.2. Нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и уставом регионального оператора могут быть предусмотрены дополнительные функции помимо функций, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено в нормативных правовых актах Российской Федерации.
3.3. При определении видов деятельности регионального оператора рекомендуется исключить возможность осуществления им предпринимательской или иной направленной на получение прибыли деятельности во избежание возникновения дополнительных рисков привлечения регионального оператора к гражданской ответственности.
3.4. В исключительных случаях, в качестве возможных видов деятельности, приносящей доход, возможно предусмотреть деятельность регионального оператора по размещению временно свободных средств регионального оператора, в том числе фонда капитального ремонта, размещенных на счете, счетах регионального оператора, или иные виды деятельности, приносящей доход и способствующей сокращению расходов бюджета субъекта Российской Федерации на содержание регионального оператора. При этом рекомендуется предусматривать в уставе условия об осуществлении отдельного учета по таким видам деятельности.
4. Имущество регионального оператора, финансовое обеспечение текущей деятельности регионального оператора
4.1. Имущество регионального оператора формируется за счет источников, указанных в части 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также иных источников, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, уставом регионального оператора.
4.2. В качестве дополнительных источников формирования имущества регионального оператора могут быть предусмотрены:
доходы от размещения временно свободных средств регионального оператора;
кредиты, займы, полученные региональным оператором в целях реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах субъекта Российской Федерации;
доходы от предпринимательской деятельности, в случае если уставом регионального оператора предусмотрена возможность осуществления им предпринимательской деятельности.
4.3. С учетом запрета на использование средств, формирующих фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на финансовое обеспечение текущей деятельности регионального оператора (оплату труда работников регионального оператора, административные, хозяйственные и прочие расходы, необходимые для обеспечения работы регионального оператора и выполнения уставных задач) рекомендуется ежегодно при формировании бюджета субъекта Российской Федерации предусматривать бюджетные ассигнования на предоставление субсидий для обеспечения текущей деятельности регионального оператора в виде регулярных поступлений (взносов) согласно смете. Порядок и сроки таких поступлений рекомендуется определять законом субъекта Российской Федерации. При этом размер средств, необходимых для обеспечения деятельности регионального оператора, рекомендуется определять на основании предложений регионального оператора.
5. Органы управления регионального оператора
5.1. В структуре органов управления регионального оператора рекомендуется предусмотреть образование коллегиального исполнительного органа управления (далее - правление) и единоличного исполнительного органа управления (далее - руководитель), а также коллегиального органа надзора (далее - попечительский совет), создание которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.
5.2. Рекомендуется предусмотреть наделение учредителя регионального оператора или лица, реализующего полномочия учредителя, следующими полномочиями:
внесение изменений в устав регионального оператора;
образование органов управления регионального оператора и досрочное прекращение их полномочий;
определение приоритетных направлений деятельности регионального оператора, принципов формирования и использования его имущества.
5.3. Председателя попечительского совета, а также состав попечительского совета рекомендуется назначать на должность и освобождать от должности решением учредителя или лица, реализующего полномочия учредителя, с определением срока полномочий, который целесообразно определять не более 5 лет.
5.4. В состав попечительского совета рекомендуется включать представителей:
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации;
общественной палаты субъекта Российской Федерации.
5.5. Рекомендуется предусмотреть возможность досрочного прекращения полномочий попечительского совета на основании представлений тех организаций или органов, которыми они ранее были предложены к назначению.
5.6. Исходя из того, что в соответствии с законодательством попечительский совет регионального оператора осуществляет надзор за деятельностью регионального оператора, принятием другими органами управления регионального оператора решений и обеспечением их исполнения, использованием средств регионального оператора, соблюдением региональным оператором законодательства, к компетенции попечительского совета рекомендуется отнести:
рассмотрение информации по вопросам осуществления деятельности регионального оператора, исполнения решений, принятых органами управления регионального оператора, а также выработку рекомендаций для органов управления регионального оператора по итогам рассмотрения вопросов на заседаниях попечительского совета;
рассмотрение результатов мониторинга исполнения региональной программы капитального ремонта, реализуемой региональным оператором;
принятие решений об одобрении или об отказе в одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
утверждение аудиторской организации, отобранной на конкурсной основе, для проведения ежегодного обязательного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности регионального оператора, а также рассмотрение и принятие решений по результатам ревизий и иных проверок деятельности регионального оператора;
рассмотрение не реже одного раза в полгода информации правления о результатах деятельности регионального оператора и выработку своих рекомендаций по итогам рассмотрения такой информации;
осуществление иных надзорных полномочий, предусмотренных уставом регионального оператора.
5.7. Рекомендуется утвердить решением попечительского совета внутренний документ регионального оператора (положения, регламента или иного документа), в котором предусмотреть сроки, порядок созыва и проведения заседаний правления.
5.8. В целях организационно-технического обеспечения деятельности попечительского совета и правления рекомендуется предусматривать назначение секретаря, к функциям которого целесообразно отнести:
организационно-техническое обеспечение деятельности совета;
представление на утверждение председателю совета повестки дня заседания;
уведомление членов совета о месте, времени, дате и повестке дня заседания;
организация подготовки материалов к заседаниям;
оформление протоколов заседаний.
5.9. При определении порядка деятельности попечительского совета рекомендуется предусмотреть:
возможность созыва заседаний совета председателем или не менее чем одной третью членов совета по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал;
легитимность решений совета, если на заседании присутствует не менее половины членов и решение поддержано двумя третями голосов от числа присутствующих, за исключением случаев внесения предложений по изменению устава попечительским советом регионального оператора, решения по которым принимаются, если за них проголосовало не менее трех четвертей от числа действующих членов попечительного совета;
возможность проведения заочного голосования по вопросам повестки заседания совета по инициативе председателя попечительского совета или не менее чем одной трети членов совета;
проведение заседаний попечительского совета председателем попечительского совета соответственно, а в его отсутствие - лицом, уполномоченным председателем;
право членов иных органов управления регионального оператора присутствовать на заседаниях попечительского совета и выступать по всем вопросам, включенным в повестку заседания по согласованию с председателем совета;
оформление решений попечительского совета протоколом, который подписывается председательствующим на заседании соответствующего совета и секретарем заседания совета;
обязательность выполнения решений попечительского совета для правления и единоличного исполнительного органа регионального оператора;
хранение протоколов заседаний попечительского совета в течение трех лет в порядке, установленном уставом регионального оператора;