1-2. В части 1 комментируемой статьи определен перечень методов государственного регулирования торговой деятельности, а в ч.2 данной статьи предусмотрен запрет применения иных методов. Иначе говоря, перечень методов государственного регулирования торговой деятельности определен как исчерпывающий.
В соответствии с ч.2 комментируемой статьи иные методы государственного регулирования торговой деятельности, т.е. не указанные в ч.1 данной статьи могут применяться только в случаях, установленных федеральными законами. В основе такого регулирования лежит норма ч.3 ст.55 Конституции РФ, предусматривающая, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, как говорилось выше (см. коммент. к ст.1 Закона), согласно ч.2 ст.74 Конституции РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. В постановлении КС России от 18 февраля 2000 года N 3-П изложена правовая позиция о том, что, определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; публичные интересы, перечисленные в ст.55 (ч.3) Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.
________________
СЗ РФ, 2000, N 9, ст.1066.
Пример метода государственного регулирования торговой деятельности, о котором идет речь в ч.2 комментируемой статьи, упоминается в положениях ч.4 ст.8 комментируемого Закона, указывающих на случаи, когда федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в т.ч. установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти).
В отношении перечисленных в ч.1 комментируемой статьи методов государственного регулирования торговой деятельности необходимо отметить следующее.
Установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности (п.1).
Данный метод государственного регулирования торговой деятельности раскрыт непосредственно в комментируемом Законе. В частности, в рамках определения требований к организации и осуществлению торговой деятельности данным Законом предусмотрены: права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении (ст.8); права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров (ст.9); особенности размещения нестационарных торговых объектов (ст.10); требования к организации ярмарок и продажи товаров на них (ст.11) (см. указанные статьи и коммент. к ним).
Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности (п.2).
Содержание данного метода государственного регулирования торговой деятельности, как и предыдущего, определено непосредственно комментируемым Законом. Так, в рамках антимонопольного регулирования в данном Законе установлены: антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров (ст.13); ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов (ст.14); антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (ст.15) (см. указанные статьи и коммент. к ним).
Информационное обеспечение в области торговой деятельности (п.3).
Аналогично сказанному в отношении двух предыдущих методов государственного регулирования торговой деятельности следует указать, что содержание рассматриваемого метода определено непосредственно в комментируемом Законе. Информационное обеспечение в области торговой деятельности регламентировано статьей 20 данного Закона, в ч.1 которой предусмотрено, что в целях повышения эффективности управления в области торговой деятельности и содействия ее развитию создается система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности. В соответствии с ч.2 указанной статьи создание системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечение ее функционирования осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в порядке, установленном Правительством РФ (см. указанную статью и коммент. к ней).
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности (п.4).
В отличие от других методов государственного регулирования торговой деятельности в отношении порядка проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований комментируемого Закона, муниципального контроля в области торговой деятельности часть 1 ст.16 данного Закона отсылает к действующему законодательству РФ, т.е. к Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В ч.2 и 3 указанной статьи предусмотрены лишь отдельные особенности проведения такого государственного контроля (надзора), муниципального контроля, учитывающие необходимость применения положений Федерального закона "О защите конкуренции" (см. указанную статью и коммент. к ней).