1. В комментируемой статье законодатель очерчивает круг нормативных правовых актов, которые составляют правовую основу ОСАГО (включаются в состав законодательства об ОСАГО).
Правовая основа представляет собой совокупность источников, которые содержат нормы права, регулирующие определенные общественные отношения.
Источник права - это внешние закрепленные, систематизированные нормы определенной отрасли права или правового института. Нередко выделяют сам источник права как некое первоначало, из которого рождаются нормы права, и форму выражения права - внешнее вещественное закрепление норм права путем издания правовых актов. Источник права, действительно, может не ограничиваться "пределами" одного нормативного правового акта, а содержаться сразу в нескольких, причем не всегда относящихся к одной отрасли права (т.е. нормы одного правового института могут основываться на нормах смежных правовых институтов; такие нормы будут учитываться при правоприменении, а их источники включаются в состав общих источников - правовую основу).
Однако в любом случае можно четко очертить круг нормативных правовых актов, которые содержат внешне закрепленные нормы права определенного правового института или отрасли права.
Нормативные правовые акты, составляющие правовую основу ОСАГО, законодатель обозначает, прежде всего, в п.1 комментируемой статьи. К ним относятся:
- ГК РФ;
- комментируемый Закон;
- другие федеральные законы;
- подзаконные нормативные правовые акты.
Законодатель не случайно назвал ГК РФ отдельно от иных законодательных актов: страховое право не является изолированной самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексный правовой институт. Отношения по страхованию направлены, прежде всего, на защиту имущественных прав и интересов участников правоотношений, даже если объектом страхования является, по сути, здоровье или жизнь застрахованного лица (так как само по себе здоровье или жизнь не могут быть объективно выражены и оценены, объектом страхования выступает имущественный интерес, связанный с сохранением и восстановлением здоровья). Участники страхования вступают в обязательственные правоотношения путем заключения между собой договора страхования.
В связи с этим на страховые правоотношения распространяются положения гражданского права об обязательствах, договорах, возмещении вреда, юридических и физических лицах и т.д. А общие положения о страховании закрепляются в ГК РФ (часть 2). Так, в частности, нормами гражданского права устанавливаются виды страхования и их особенности, формы договора страхования, субъектный состав страховых правоотношений, порядок осуществления страхования. По сути, в ГК РФ определяется общий правовой статус участников страхования, а также основы регулирования возникающих между ними правоотношений. Без знания основ гражданского законодательства невозможно правильное понимание норм страхового права.
Заострим внимание на том, что нормы ГК РФ применяются в основном при регулировании отношений между страховщиком, страхователем и застрахованным лицом. Это важно запомнить, так как отношения по обязательному страхованию носят двоякий характер:
1) с одной стороны, выстраиваются правоотношения по поводу формирования системы обязательного страхования и порядка страхования между государством в лице федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и страховщиками (фонды страхования или страховые организации), а также страхователями. Такие правоотношения не могут регулироваться нормами гражданского права, так как предусматривают императивный метод регулирования (система подчиненности государственной воли);
2) с другой стороны, правоотношения возникают между страховщиком, страхователем и застрахованным лицом, и в них присутствуют элементы диспозитивности, особенно это касается ОСАГО, в части заключения договора страхования, исполнение договора страхования, отношения по возмещению вреда и т.д. Эти вопросы относятся к компетенции гражданского права.
Таким образом, при правоприменительной практике по вопросам ОСАГО необходимо также учитывать и положения ГК РФ. Стоит, однако, отметить одну характерную особенность - "обратную взаимозависимость" - применяются нормы ГК РФ с учетом норм комментируемого Закона и иных смежных федеральных законов, так как особенности ОСАГО не учитываются в ГК РФ, и регулирование специальных вопросов ОСАГО относится к компетенции комментируемого Закона и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актам. Однако следует учесть, что нормы ГК РФ обладают приоритетом по сравнению с нормами иных законов, в том числе комментируемого, и, следовательно, если просматривается противоречие нормам ГК РФ, то применяются нормы ГК РФ.
Комментируемый Закон является основным законодательным актом, который регулирует узкоспециальные вопросы ОСАГО.
2. Под другими федеральными законами, которые включаются в состав законодательства об ОСАГО, законодатель имеет в виду, прежде всего, законодательные акты, регулирующие смежные с ОСАГО правоотношения, либо устанавливающие правовые основы для ОСАГО как особого вида страхования. Все законодательные акты, относящиеся к данной группе, можно разделить на две категории:
- категория первая - законы-основы, или правоустанавливающие законодательные акты. Данный вид законодательных актов регулируют общие положения о страховании, смежные правовые институты (например, устанавливают порядок привлечения к административной ответственности);
- категория вторая - правоизменяющие "технические" законодательные акты. Название данной категории законов крайне условно, суть их заключается во внесении посредством таких законов изменений в те или иные законодательные акты, в том числе комментируемый Закон.
К законодательным актам первой категории относятся:
- Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
- КоАП РФ;
- ФЗ "О безопасности дорожного движения";
К законам второй категории можно отнести:
1) Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений дополнений в Закон Российской Федерации "об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". Пунктом 20 ст.1 данного закона, например, была признана утратившей силу ст.23 комментируемого Закона, которой ранее регулировался порядок замены страховщика;
2) Федеральный закон от 1 декабря 2010 года* N 3-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которым, внесены изменения в статьи 1, 12 и 14.1 комментируемого Закона и ряд других федеральных законов, внесших в комментируемый Закон соответствующие изменения и дополнения.
________________