ПРИКАЗ
от 11 ноября 2015 года N 830
Об утверждении методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, формы заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта
(с изменениями на 10 декабря 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 года N 800 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.03.2017, N 0001201703030018);
приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2018 года N 688 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.01.2019, N 0001201901140008).
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 6, ст.965; N 36, ст.5037) и пунктом 5.2.28.60 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 18, ст.2257; N 19, ст.2344; N 25, ст.3052; N 26, ст.3190; N 38, ст.4500; N 41, ст.4777; N 46, ст.5488; 2010, N 5, ст.532; N 9, ст.960; N 10, ст.1085; N 19, ст.2324; N 21, ст.2602; N 26, ст.3350; N 40, ст.5068; N 41, ст.5240; N 45, ст.5860; N 52, ст.7104; 2011, N 9, ст.1251; N 12, ст.1640; N 14, ст.1935; N 15, ст.2131; N 17, ст.2411, 2424; N 32, ст.4834; N 36, ст.5149, 5151; N 39, ст.5485; N 43, ст.6079; N 46, ст.6527; 2012, N 1, ст.170, 177; N 13, ст.1531; N 19, ст.2436, 2444; N 27, ст.3745, 3766; N 37, ст.5001; N 39, ст.5284; N 51, ст.7236; N 52, ст.7491; N 53, ст.7943; 2013, N 5, ст.391; N 14, ст.1705; N 33, ст.4386; N 35, ст.4514; N 36, ст.4578; N 45, ст.5822; N 47, ст.6120; N 50, ст.6606; N 52, ст.7217; 2014, N 6, ст.584; N 15, ст.1750; N 16, ст.1900; N 21, ст.2712; N 40, ст.5426; N 42, ст.5757; N 44, ст.6072; N 49, ст.6957; N 50, ст.7100; N 50, ст.7123; 2015, N 1, ст.219; N 6, ст.965; N 7, ст.1046; N 16, ст.2388; N 20, ст.2920; N 22, ст.3230; N 24, ст.3479; N 30, ст.4589; N 36, ст.5050),
приказываю:
1. Утвердить:
методику оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (приложение N 1);
форму проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (приложение N 2);
форму отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта (приложение N 3);
форму заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта (приложение N 4).
2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 года N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности" (зарегистрирован в Минюсте России 28 ноября 2011 года, регистрационный N 22423).
Министр
А.В.Улюкаев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 мая 2016 года,
регистрационный N 42333
Методика оценки фактического воздействия нормативных правовых актов
(с изменениями на 10 декабря 2018 года)
1.1. Настоящая методика оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (далее - методика) разработана в целях методического обеспечения проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (ОФВ), регулирующих правоотношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Настоящая методика содержит порядок действий при формировании проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (далее - проект плана), подготовке федеральным органом исполнительной власти отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта (далее - отчет об ОФВ), организации публичных обсуждений по проекту плана и отчету об ОФВ, а также подготовке Минэкономразвития России заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта (далее - заключение об ОФВ).
1.2. Целью ОФВ является анализ достижения целей регулирования, заявленных в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия (при наличии), определение и оценка фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявление в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
1.3. Порядок проведения ОФВ и представления полученных результатов должен обеспечивать получение объективной информации о последствиях регулирования, установленного нормативным правовым актом (далее также - установленное регулирование).
1.4. Процедура ОФВ основывается на данных, полученных от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научно-исследовательских, общественных и иных организаций, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, их ассоциаций и союзов, граждан (либо групп граждан), интересы которых затронуты установленным регулированием (далее - заинтересованные лица), а также на опубликованных в открытых источниках данных, которые могут быть проверены заинтересованными лицами.
1.5. В целях обеспечения открытости процедуры ОФВ и повышения качества установленного регулирования федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности или разработавшему нормативный правовой акт (далее - разработчик), рекомендуется привлекать к обсуждению максимально широкий круг заинтересованных лиц.
1.6. При проведении ОФВ определяются значения следующих показателей:
а) фактические расходы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанные с необходимостью соблюдения установленных нормативным правовым актом обязанностей или ограничений;
б) расходы и доходы от реализации предусмотренных нормативным правовым актом функций, полномочий, обязанностей и прав федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
в) сведения о привлечении субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности к ответственности за нарушение установленных нормативным правовым актом требований, в случае если нормативным правовым актом установлена такая ответственность.
В случае невозможности количественной оценки указанных показателей проводится анализ их качественных характеристик, информация о которых приводится в соответствующих полях отчета об ОФВ с обоснованием невозможности проведения количественной оценки, в том числе с указанием имеющихся информационных и иных ограничений, а также действий, предпринятых с целью устранения соответствующих ограничений.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 25 января 2019 года приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2018 года N 688. - См. предыдущую редакцию)
2.1. В соответствии с пунктом 6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 (далее - Правила), Минэкономразвития России формирует проект плана, в который включаются:
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 6, ст.965; N 36, ст.5037.
а) нормативные правовые акты, при разработке проектов которых проводилась оценка регулирующего воздействия (ОРВ) при наличии предложений от заинтересованных лиц;
б) нормативные правовые акты, в отношении которых принято решение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее - Комиссия) или подкомиссии по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов при Комиссии (далее - подкомиссия) о проведении ОФВ.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 января 2019 года приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2018 года N 688. - См. предыдущую редакцию)
2.2. При формировании проекта плана Минэкономразвития России подлежат рассмотрению все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления.
Предложения от заинтересованных лиц могут быть представлены в том числе:
а) в виде протоколов проведенных заседаний экспертных и рабочих групп, советов и иных координационных и совещательных органов;
б) по результатам опросов представителей заинтересованных лиц.
2.3. В целях выявления нормативных правовых актов, в отношении которых необходимо проведение ОФВ, Минэкономразвития России обобщается, анализируется и оценивается практика проведения ОРВ.
Минэкономразвития России при направлении проекта плана в подкомиссию представляет предложения о включении в проект плана нормативных правовых актов, в отношении которых ОРВ не проводилась, с учетом поступивших предложений заинтересованных лиц в рамках его формирования.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 января 2019 года приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2018 года N 688. - См. предыдущую редакцию)
2.4. При отборе нормативных правовых актов для включения в проект плана Минэкономразвития России проводит оценку предложений на основе содержащейся в них информации, а также иной информации, полученной Минэкономразвития России в связи с осуществлением функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе с учетом совокупности следующих критериев:
а) принятие нормативного правового акта без учета замечаний, представленных в заключении об ОРВ;
б) количество субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых затронуты нормативным правовым актом;
в) общественная значимость проблемы, на решение которой направлено установленное регулирование (за основу принимаются данные, подтверждающие существование проблемы, характеризующие ее масштаб, и выраженные в количественном значении).
2.5. Нормативные правовые акты включаются в проект плана с учетом поступивших предложений от заинтересованных лиц, а также во исполнение решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Комиссии или подкомиссии о проведении ОФВ.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 января 2019 года приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2018 года N 688. - См. предыдущую редакцию)
2.6. Проект плана должен содержать:
а) реквизиты включенных в проект плана нормативных правовых актов;
б) наименование разработчиков нормативных правовых актов, включенных в проект плана;
в) обоснование необходимости включения нормативного правового акта в проект плана, которое содержит сведения о соответствующем решении Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Комиссии, подкомиссии, либо сведения, указывающие, что положения нормативного правового акта необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и иной экономической деятельности или приводят к возникновению необоснованных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 января 2019 года приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2018 года N 688. - См. предыдущую редакцию)
г) дату рассмотрения отчета об ОФВ и заключения об ОФВ на заседании Комиссии.
2.7. В соответствии с пунктом 10 Правил Минэкономразвития России размещает проект плана на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) в целях его публичного обсуждения с одновременным извещением разработчиков, нормативные правовые акты которых включены в проект плана, о начале публичного обсуждения проекта плана с указанием сведений о месте такого размещения (электронный адрес).
2.8. Минэкономразвития России рассматривает поступившие предложения в порядке, установленном пунктами 13, 14 Правил.
Минэкономразвития России в целях публичного обсуждения проекта плана при необходимости проводятся совещания, заседания консультативных органов при Минэкономразвития России и иные мероприятия с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предложения, полученные в ходе таких мероприятий, включаются в общую сводку предложений, поступивших в связи с размещением проекта плана.
2.9. По результатам публичного обсуждения проект плана дорабатывается и утверждается в соответствии с пунктами 15-17 Правил.
3.1. Общие рекомендации по составлению отчета об ОФВ.
3.1.1. В отношении каждого нормативного правового акта, включенного в план, разработчиком подготавливается отчет об ОФВ согласно приложению N 3.
3.1.2. В отчете об ОФВ указываются сведения, предусмотренные пунктом 18 Правил.
3.1.3. К моменту размещения отчета об ОФВ на официальном сайте для проведения публичного обсуждения разработчиком заполняются все разделы отчета об ОФВ, за исключением разделов 11 и 12 отчета об ОФВ. В указанные разделы сведения вносятся после завершения публичного обсуждения.
3.1.4. В отчете об ОФВ приводятся источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов отчета об ОФВ, приводятся в приложении к нему (при необходимости).
3.2. Рекомендации по заполнению раздела 1 "Общая информация" отчета об ОФВ.
3.2.1. В данном разделе приводятся сведения о нормативном правовом акте, а также о проведенной ОРВ проекта нормативного правового акта (далее - проект акта) в случае, если такая оценка проводилась.
В пункте 1.1 раздела 1 отчета об ОФВ указываются реквизиты, источники официального опубликования нормативного правового акта, сведения о вносившихся изменениях. В случае, если нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти, дополнительно указываются сведения о его государственной регистрации в Минюсте России.
В пункте 1.2 раздела 1 отчета об ОФВ указывается дата вступления в силу нормативного правового акта и (или) его отдельных положений. Если положения нормативного правового акта введены в действие в разное время, то указывается дата введения каждого из положений.
3.2.2. В случае если в отношении проекта акта проводилась ОРВ, то данная информация вносится в пункт 1.4 раздела 1 отчета об ОФВ. Информация в соответствующих полях отчета об ОФВ заполняется в соответствии с информацией, приведенной в сводном отчете об ОРВ проекта акта.
В пункте 1.4 раздела 1 отчета об ОФВ также необходимо указать электронные адреса размещения сводного отчета об ОРВ и заключения об ОРВ проекта акта.
3.2.3. В пункте 1.5 раздела 1 отчета об ОФВ указывается контактная информация об исполнителе, подготовившем отчет об ОФВ.