Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 2 ноября 2015 года N 519

Об утверждении Официальной статистической методологии по определению еженедельной оценки индекса потребительских цен

(с изменениями на 25 ноября 2020 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2022 года на основании
приказа Росстата от 15 декабря 2021 года N 915
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Росстата от 27 ноября 2017 года N 780;

приказом Росстата от 25 ноября 2020 года N 732 (изменения введены в действие с 1 января 2021 года).

____________________________________________________________________



В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420,

приказываю:

Утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию по определению еженедельной оценки индекса потребительских цен и ввести ее в действие с 1 января 2016 года.

Руководитель
А.Е.Суринов

     

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 2 ноября 2015 года N 519

     

Официальная статистическая методология по определению еженедельной оценки индекса потребительских цен

(с изменениями на 25 ноября 2020 года)

I. Общие положения


Целью настоящей Официальной статистической методологии по определению еженедельной оценки индекса потребительских цен (далее - Методология) являются разработка основных принципов, используемых при осуществлении расчета оценочного значения индекса потребительских цен (ИПЦ) по Российской Федерации, а также установление порядка ее проведения.

Методология распространяется на отношения, связанные со статистической деятельностью по проведению еженедельного федерального статистического наблюдения за ценами на потребительские товары и услуги, и используется для проведения оценки ИПЦ только на федеральном уровне.

Основные методологические принципы наблюдения за потребительскими ценами разработаны с учетом положений Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Данные еженедельной оценки индекса потребительских цен по Российской Федерации служат для определения основных направлений динамики цен в потребительском секторе и не выступают в качестве основы для формирования значения официального ежемесячного индекса потребительских цен.

II. Основные принципы организации еженедельного наблюдения за потребительскими ценами

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года приказом Росстата от 25 ноября 2020 года N 732. - См. предыдущую редакцию)


Проведение оценки индекса потребительских цен основывается на информации, собранной в рамках еженедельного наблюдения за потребительскими ценами и тарифами, осуществляемого в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 671-р.

Федеральное еженедельное статистическое наблюдение за потребительскими ценами производится с применением методологии и инструментария, которые, согласно подпункту 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420, разрабатываются и утверждаются Росстатом.

Еженедельное наблюдение за ценами на товары и услуги на потребительском рынке осуществляется в соответствии с требованиями, определенными Официальной статистической методологией организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной приказом Росстата от 30 декабря 2014 года N 734.

Наблюдение за потребительскими ценами для проведения еженедельной оценки ИПЦ производится на выборочной основе (отбор городов, товаров (услуг)-представителей, организаций торговли и сферы услуг).

Сбор ценовой информации на один и тот же вид товара (услуги) производится в первый рабочий день недели.

Абзац исключен с 1 января 2021 года - приказ Росстата от 25 ноября 2020 года N 732. - См. предыдущую редакцию.


Для проведения еженедельной оценки ИПЦ используются данные о средних ценах на еженедельно обследуемый ограниченный круг товаров и услуг-представителей, в число которых входят наиболее часто потребляемые продовольственные товары (в том числе социальнозначимые продовольственные товары первой необходимости), отдельные виды непродовольственных товаров, жилищно-коммунальных услуг и городского транспорта, а также данные о структуре потребительских расходов на них.

Перечень товаров и услуг для еженедельного наблюдения за потребительскими ценами утверждается приказом Росстата, в который могут вноситься изменения.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года приказом Росстата от 25 ноября 2020 года N 732. - См. предыдущую редакцию)


Выборочная совокупность товаров (услуг)-представителей для еженедельного наблюдения за ценами формируется с учетом следующих критериев:

постоянство наличия их на потребительском рынке;

однородность качественных характеристик и конкретных потребительских свойств отдельных видов товаров, входящих в наблюдаемый товар-представитель;

массовость потребительского спроса;

значительный удельный вес данных товаров и услуг в потребительских расходах населения.

Еженедельный сбор ценовой информации на большинство наблюдаемых видов товаров и услуг (за исключением цен на бензин автомобильный и дизельное топливо) осуществляется в тех же городах, в которых организовано ежемесячное наблюдение за потребительскими ценами. Регистрация цен на бензин и дизельное топливо производится в центрах субъектов Российской Федерации.

Наблюдение за потребительскими ценами в еженедельном режиме осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, отобранных для проведения ежемесячного наблюдения за ценами в потребительском секторе.

III. Порядок разработки еженедельной оценки индекса потребительских цен по Российской Федерации


Порядок формирования средних цен на товары (услуги)-представители по Российской Федерации соответствует порядку, определенному в п.6.6 вышеуказанной Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен.

Основой для оценки ИПЦ являются данные об изменении средних цен на наблюдаемые виды товаров и услуг отчетной недели по сравнению с предыдущей неделей.

Изменение средних цен на товар (услугу) определяется по формуле:

,                                           (1)


где:

- изменение средних цен на j-й товар (услугу)-представитель отчетной недели (t) по сравнению с предыдущей неделей (t-1);

j - товар (услуга)-представитель;

- средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель;

t - отчетная неделя;

t -1 - предыдущая неделя.

Изменение средних цен, в отличие от индекса цен, рассчитывается из цен на те виды товаров (услуг), которые присутствовали в продаже на момент их регистрации, и учитывает влияние структурных сдвигов в двух смежных периодах (в частности возможность частичного изменения ассортимента товаров с конкретными потребительскими свойствами).

Расчет значения еженедельной оценки ИПЦ, аналогично исчислению официального индекса потребительских цен, осуществляется с применением следующей формулы:

,                             (2)


где:

- оценка индекса потребительских цен за отчетную неделю (t) по сравнению с предыдущей неделей (t -1);

- средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель за отчетную неделю (t);

- средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель за предыдущую неделю (t -1);

- доля j-го товара (услуги) в потребительских расходах населения в базисном периоде (0);

j - товар (услуга)-представитель;

n - количество товаров (услуг)-представителей;

t - отчетная неделя;

t -1 - предыдущая неделя;

0 - базисный период.

Расчеты средних цен и оценки ИПЦ по Российской Федерации осуществляются с использованием весов, формируемых на основе объемов потребления и структуры потребительских расходов населения для расчета ежемесячных индексов потребительских цен.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года приказом Росстата от 25 ноября 2020 года N 732. - См. предыдущую редакцию)

Для расчета оценки ИПЦ используется векторно-кластерная модель, предусматривающая распределение товаров и услуг из ежемесячного набора для наблюдения за ценами по группам (кластерам) со схожей динамикой цен. Каждая группа (кластер) должна включать как минимум один товар (услугу) - представитель из еженедельного наблюдения. Таким образом, среднее значение изменения цен на наблюдаемые еженедельно виды товаров и услуг интерполируется на динамику цен ненаблюдаемых еженедельно товаров, объединенных в одну группу (кластер).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года приказом Росстата от 25 ноября 2020 года N 732. - См. предыдущую редакцию)

Поскольку в еженедельном наблюдении участвует ограниченное количество видов товаров и услуг (менее 20% от общего их количества, на основании которого рассчитывается официальный ежемесячный индекс потребительских цен), для расчета оценки ИПЦ осуществляется дооценка изменения цен на ненаблюдаемые еженедельно товары и услуги.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года приказом Росстата от 25 ноября 2020 года N 732. - См. предыдущую редакцию)

При этом учитывается воздействие различных факторов, влияющих на формирование потребительской цены. В частности, учитывается влияние административной и событийной составляющих. В этих целях используются информация, содержащаяся в принятых законодательных и нормативных актах органов власти, ведомств и организаций различного уровня, опубликованные данные о мероприятиях, проводимых субъектами естественных монополий, о курсе российского рубля по отношению к иностранным валютам и т.п. Осуществляется анализ затратной и сезонной составляющих. С этой целью используется информация об индексах цен производителей за предыдущий период и исторических данных статистики потребительских цен, а также других направлений статистики.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года приказом Росстата от 25 ноября 2020 года N 732. - См. предыдущую редакцию)

Расчет оценки ИПЦ за период с начала отчетного месяца осуществляется по следующей формуле:

,                                        (3)


где:

- оценка индекса потребительских цен на товары и услуги за период с начала отчетного месяца по состоянию на отчетную неделю;

- оценка индекса потребительских цен на товары и услуги за отчетную неделю по отношению к предыдущей неделе;

- оценка индекса потребительских цен на товары и услуги за период с начала отчетного месяца по состоянию на предыдущую неделю;

t - отчетная неделя;

t-1 - предыдущая неделя;

- конец предыдущего месяца.

Согласно Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной приказом Росстата от 30 декабря 2014 года N 734, и настоящей Методологии рассчитываемый ежемесячно официальный индекс потребительских цен по Российской Федерации не является результатом накопленных еженедельных данных об оценке ИПЦ.

Информация об оценке ИПЦ по Российской Федерации после официального опубликования не подлежит корректировке.

Приложение N 1
к Официальной статистической
методологии по определению
еженедельной оценки индекса
потребительских цен
(В редакции, введенной в действие
 приказом Росстата
от 27 ноября 2017 года N 780
. -
См. предыдущую редакцию)

Перечень товаров и услуг для еженедельного наблюдения за потребительскими ценами

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года -
приказ Росстата от 25 ноября 2020 года N 732. -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

               


Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена

АО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»