Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 15 декабря 2021 года N 915
Об утверждении Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен
(с изменениями на 22 июля 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Росстата от 22 июля 2022 года N 512 (изменения вступили в силу с 1 августа 2022 года).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В настоящий документ с 20 июля 2022 года вносились изменения на основании приказа Росстата от 15 июля 2022 года N 501.
Приказ Росстата от 15 июля 2022 года N 501 отменен на основании приказа Росстата от 22 июля 2022 года N 512.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420,
приказываю:
1. Утвердить Официальную статистическую методологию наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен (далее - Методология) (приложение N 1).
2. Признать утратившими силу приказы Росстата согласно приложению N 2.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.
Положения Методологии в части использования данных Государственной информационной системы маркировки товаров (ГИС МТ), контрольно-кассовой техники (ККТ) и веб-скрейпинга при формировании официальной статистической информации о средних потребительских ценах и индексах потребительских цен вступают в силу с 1 января 2023 года.
Руководитель
П.В.Малков
Официальная статистическая методология наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен
(с изменениями на 22 июля 2022 года)
1. Официальная статистическая методология наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен (далее - Методология) определяет методы наблюдения за потребительскими ценами (тарифами) на товары и услуги путем комбинирования различных источников информации, порядка формирования средних потребительских цен и индексов потребительских цен на территории Российской Федерации.
Под комбинированием различных источников подразумевается обогащение статистической практики наблюдения за ценами в целях расчета индексов потребительских цен данными существующих альтернативных источников информации о ценах, которое позволяет значительно увеличить масштабы наблюдения за ценами, оптимизировать и максимально автоматизировать процесс обработки информации.
2. Разработка Методологии осуществлена в соответствии с принципами официального статистического учета, определенными Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Методология подготовлена с учетом международных рекомендаций, изложенных в "Резолюции об индексах потребительских цен", принятой 17-ой Международной конференцией статистиков труда, и "Руководстве по индексу потребительских цен: Концепции и Методы", разработанном Межсекретариатской рабочей группой по статистике цен (МРГСЦ), включая Евростат, Международной организацией труда (МОТ), Международным валютным фондом (МВФ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) и Всемирным банком.
_________________
Consumer price index manual: Concepts and Methods/2020/International Labour Organization/International Monetary Fund/Organisation for Economic Co-operation and Development/Statistical Office of the European Union (Eurostat)/United Nations Economic Commission for Europe/The World Bank.
https://www.imf.org/en/Data/Statistics/cpi-manual.
В Методологии учтены основные подходы по обогащению официальной статистики альтернативными данными, изложенные в "Разработке концепции использования "больших данных" (Big data) в государственной статистике с учетом международных рекомендаций. Разработке методологических подходов к использованию "больших данных" в отдельных отраслях статистики".
3. Федеральное статистическое наблюдение за потребительскими ценами, расчет на их основе средних потребительских цен, индексов потребительских цен и оценки индекса потребительских цен осуществляется в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (далее - Федеральный план статистических работ).
Федеральное статистическое наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен является выборочным и осуществляется с применением методологии и инструментария, которые, в соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, разрабатываются и утверждаются Росстатом.
4. Индекс потребительских цен на товары и услуги (далее - ИПЦ) имеет широкую область применения и, в первую очередь, используется в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране.
ИПЦ используется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным субъектам Российской Федерации и Российской Федерации в целом.
5. Информация о средних потребительских ценах и тарифах на отдельные виды товаров и услуг используется:
в качестве дополнительного инструмента при анализе ценовой ситуации на потребительском рынке;
для формирования стоимости наборов, исчисленных по различным нормам потребления (условного (минимального) набора продуктов питания и фиксированного набора потребительских товаров и услуг).
6. Порядок применения ИПЦ и средних потребительских цен и тарифов на отдельные виды товаров и услуг, в том числе в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, изучения динамики социально-экономических явлений, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров и так далее регламентируется законодательством в соответствующей сфере деятельности.
_________________
Значения понятий и определений приведены в целях данной Методологии.
7. Показатели статистики потребительских цен, формируемые на основе данных о потребительских ценах на товары и услуги:
индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ), который характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;
базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), который в отличие от ИПЦ исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного или сезонного характера;
изменение средних потребительских цен (тарифов) на отдельный вид товара или услуги рассчитывается как соотношение цен в отчетном и предыдущем периодах и по своему экономическому содержанию отличается от индекса цен на данный товар или услугу, так как учитывает не только ценовой фактор, но и структурные, ассортиментные сдвиги в реализации товаров и услуг;
оценка ИПЦ - оценочное значение индекса потребительских цен (ИПЦ) по Российской Федерации, рассчитанное на основе еженедельных индексов потребительских цен, зарегистрированных по сокращенному перечню товаров и услуг;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2022 года приказом Росстата от 22 июля 2022 года N 512. - См. предыдущую редакцию)
средняя потребительская цена (тариф) на отдельный товар (услугу)-представитель - средняя величина из уровней цен на товары (услуги) в различных организациях торговли (сферы услуг). Средние цены формируются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других структурных факторов: появление новых и исчезновение старых товаров, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен в объеме реализации, открытие (закрытие) организаций торговли или их перепрофилирование, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен и т.д.;
стоимость условного (минимального) набора продуктов питания определяется на основе единых весов (количества продуктов питания по видам) и фактических средних потребительских цен на них по России и субъектам Российской Федерации;
стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации исчисляется на основе единого условно потребляемого количества товаров и услуг, а также фактических средних потребительских цен по России и субъектам;
индекс стоимости жизни (ИСЖ) - показатель, характеризующий отношение стоимости набора товаров и услуг в отдельных городах к среднероссийскому значению и позволяющий определить, насколько один и тот же установленный набор потребительских товаров и услуг с едиными объемами их потребления в различных городах России дороже (или дешевле), чем аналогичный набор в среднем по России. Таким образом ИСЖ позволяет измерить относительную разницу стоимости жизни в отдельных городах с ее среднероссийским значением.
8. Основные понятия и определения, используемые в рамках данной Методологии:
агрегатный индекс цен на отдельные виды товаров (услуг) - рассчитывается как средневзвешенная величина на базе индивидуальных индексов цен на товары (услуги);
асессор - сотрудник Росстата, выполняющий разметку данных;
базисный период индекса - период, для которого значение индекса устанавливается равным 1,0 или 100%;
базовые организации - выборочная совокупность организаций торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация потребительских цен и тарифов по сформированному набору товаров (услуг)-представителей;
"Большие данные" ("Big Data") - массивы неагрегированной неструктурированной информации, обрабатываемые машинными методами, для использования при формировании официальной статистической информации;
веса - мера относительной значимости товаров (услуг) в рамках сводного индекса цен, определяемая на основе потребительских расходов домашних хозяйств;
взвешивание - метод индексных расчетов для получения сводных показателей из индивидуальных, каждому из которых придается определенное значение или вес, в общей их совокупности;
данные Государственной информационной системы маркировки товаров (ГИС МТ) - информация о товарах, обладающих маркировкой в рамках Национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Честный Знак;
данные ККТ - информация обо всех наличных и безналичных платежах, осуществляемых с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ);
данные просеивания веб-страниц (данные веб-скрейпинга) - данные о товарах и услугах, в том числе ценах на них, извлеченные путем технологий просеивания со страниц Интернет-ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
два смещенных года - период времени, за который разрабатываются веса, используемые для расчета ИПЦ в отчетном году: 8 кварталов, предшествующих последнему кварталу предыдущего года;
импутация цен - заполнение отсутствующих цен условными значениями с использованием различных методов их определения;
индекс цен - относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени (выражается в коэффициентах или процентах);
индекс цен базисный - характеризует изменение цен за длительный период по отношению к какому-либо периоду или моменту времени;
индекс цен цепной - характеризует изменение цен в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом;
индивидуальный индекс цен (индекс цен элементарных агрегатов) - представляет собой отношение цены товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами в определенный период времени к цене того же товара (услуги) в предыдущем (базисном) периоде;
инфляция - социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности;
комбинированная регистрация цен - метод сбора информации о ценах, включающий в себя традиционную ручную регистрацию цен и работу с альтернативными источниками информации;
комбинированные данные - данные, полученные из разных источников, используемые в расчетах;
непродовольственные товары - товары, не предназначенные для употребления в пищу и не являющиеся сырьем для приготовления пищи, реализуемые с целью удовлетворения разнообразного потребительского спроса, например: одежда, обувь, мебель, автомобили, строительные материалы, бытовая техника и т.д.;
отсечение - исключение записи (цены, котировки, организации и т.д.) из дальнейшего расчета ИПЦ;
потребительская цена (тариф) - фактическая цена (тариф) на товар или услугу, реализуемые в свободной продаже в организациях торговли, сферы услуг и общественного питания, а также на розничных рынках и ярмарках, реализующих их на регулярной основе в стационарных и нестационарных (палатки, киоски и т.д.) торговых объектах, принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам. Потребительская цена является конечной ценой потребления и включает в себя НДС, акциз и другие косвенные налоги, а также затраты и прибыль организаций товаропроводящей сети;
потребительские расходы домашних хозяйств - расходы домашних хозяйств на конечное потребление, включающие расходы, которые несут домашние хозяйства - резиденты данной страны на потребительские товары или услуги. Расходы на конечное потребление не включают расходы на приобретение основных фондов в форме жилых и нежилых зданий и сооружений или на приобретение ценностей, т.е. товаров, которые хранятся в течение некоторого периода времени в качестве запасов стоимости (картины, скульптуры и тому подобное, признанные произведениями искусства, антиквариат, высокохудожественные ювелирные украшения, обладающие существенной и реализуемой стоимостью, коллекции монет, марок, фарфора, книг, имеющие признанную рыночную стоимость). В потребительские расходы населения также не включаются: налог на доходы физических лиц, сбережения, взносы в государственные внебюджетные фонды. Учет производится по полной стоимости товаров и услуг, независимо от того, полностью или частично они были оплачены на момент приобретения и для каких целей они предназначались (для личного потребления или передачи другому домохозяйству);
потребительские товары (услуги) - товары или услуги, которые используются (без дальнейшей переработки в производстве) домашними хозяйствами для прямого удовлетворения индивидуальных потребностей (или желаний);
продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки;
разметка данных - процесс проверки идентифицированной и классифицированной информации, обработанной машинными методами;
разметчик - внешний пользователь, выполняющий разметку данных;
регистратор цен - специалист территориальных органов Росстата, осуществляющий регистрацию цен в базовых организациях торговли и сферы услуг;
регистрация цен (тарифов) - сбор информации о ценах на товары (услуги), вошедшие в сформированный набор товаров (услуг)-представителей, на основе различных источников информации в организациях, отобранных для наблюдения за потребительскими ценами;
регулирование цен (тарифов) - сохранение за органами исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и местными органами самоуправления права на установление и пересмотр цен;