Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПРИКАЗ

от 11 августа 2015 года N 290

Об утверждении Положения о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2005, N 23, ст.2269; 2006, N 41, ст.4256; 2008, N 47, ст.5481; 2009, N 12, ст.1429, N 29, ст.3688; 2010, N 37, ст.4675, N 38, ст.4825; 2011, N 7, ст.979, ст.981, N 14, ст.1950; 2012, N 1, ст.145, N 17, ст.2009, N 37, ст.5002, N 44, ст.6026, N 46, ст.6339, N 48, ст.6687; 2013, N 24, ст.2999, N 30 (ч.2), ст.4114; 2014, N 8, ст.808; 2015, N 16, ст.2389)

приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Заместитель
Министра природных ресурсов и экологии
Российской Федерации -
руководитель Федерального
агентства лесного хозяйства
И.В.Валентик

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
9 ноября 2015 года,
регистрационный N 39621

     

     

УТВЕРЖДЕНО
приказом Рослесхоза
от 11 августа 2015 года N 290

     

Положение о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     

     

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2005, N 23, ст.2269; 2006, N 41, ст.4256; 2008, N 47, ст.5481; 2009, N 12, ст.1429, N 29, ст.3688; 2010, N 37, ст.4675, N 38, ст.4825; 2011, N 7, ст.979, ст.981, N 14, ст.1950; 2012, N 1, ст.145, N 17, ст.2009, N 37, ст.5002, N 44, ст.6026, N 46, ст.6339, N 48, ст.6687; 2013, N 24, ст.2999, N 30 (ч.2), ст.4114; 2014, N 8, ст.808; 2015, N 16, ст.2389) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794), постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст.5949; 2014, N 44, ст.6065), Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст.2971; 2015, N 7, ст.1053, N 23 ст.3319) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 376) и определяет порядок организации и функционирования, состав сил и средств, основы взаимодействия и финансирования функциональной подсистемы охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема РСЧС).

2. Функциональная подсистема РСЧС действует на федеральном и межрегиональном уровнях, а также на региональном уровне в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 20, ст.2251, N 30 (ч.1), ст.3597, N 30 (ч.1), ст.3599, N 30 (ч.2), ст.3616, N 52 (ч.1) ст.6236; 2009, N 11, ст.1261, N 29, ст.3601, N 30, ст.3735, N 52 (ч.1), ст.6441; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.54, N 25, ст.3530, N 27, ст.3880, N 29, ст.4291, N 30 (ч.1), ст.4590, N 48, ст.6732, N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446, N 31, ст.4322; 2013, N 51, ст.6680, N 52 (ч.1), ст.6961, N 52 (ч.1), ст.6971, N 52 (ч.1), ст.6980; 2014, N 11, ст.1092, N 26 (ч.1), ст.3377, N 26 (ч.1), ст.3386, N 30 (ч.1), ст.4251; 2015, N 24, ст.3547, N 27, ст.3997, N 29 (ч.1), ст.4359) (далее - Лесной кодекс), и (или) в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Функциональная подсистема РСЧС действует во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, с лесопожарными формированиями, указанными в сводном плане тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, при ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, а также чрезвычайных ситуаций, связанных с развитием массовых очагов вредителей и болезней леса (далее - чрезвычайные ситуации в лесах).

II. Цели, задачи и функции функциональной подсистемы РСЧС

4. Целью функциональной подсистемы РСЧС является обеспечение безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в сфере деятельности Федерального агентства лесного хозяйства.

5. Задачами функциональной подсистемы РСЧС являются:

а) организация и проведение работ по прогнозированию возможных чрезвычайных ситуаций в лесах и их источников с учетом риска их возникновения на землях лесного фонда;

б) определение возможного характера чрезвычайной ситуации в лесах и масштаба их развития;

в) выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций в лесах и оценка эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций в лесах и снижение негативных последствий при их возникновении;

г) обеспечение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций научно-аналитической и прогнозной информацией о возможности возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций в лесах на основе мониторинга и прогнозирования источников чрезвычайных ситуаций в лесах;

д) организация работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в лесах в сфере деятельности Федерального агентства лесного хозяйства.

6. Основными функциями функциональной подсистемы РСЧС являются:

а) изучение источников чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

б) осуществление мониторинга чрезвычайных ситуаций в лесах (источников чрезвычайных ситуаций в лесах);

в) сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в лесах и их источников, осуществляемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст.1545; 2012, N 1, ст.145; 2013, N 37, ст.4707);

г) своевременное доведение информации до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;

д) представление научно-аналитической и прогнозной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в лесах, в соответствующие органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для организации деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств функциональной подсистемы РСЧС, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах;

ж) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в лесах, расположенных на землях лесного фонда, а также обеспечение применения сил и средств функциональной подсистемы РСЧС, определенных пунктом 9 настоящего Положения, в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в случае введения режима чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального и федерального характера, в соответствии с Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 376;

з) организация и выполнение работ по маневрированию силами и средствами функциональной подсистемы РСЧС, лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, по результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (статья 53.2 Лесного кодекса);

и) участие в реализации федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с охраной лесов от пожаров и защитой их от вредителей и болезней леса;

к) подготовка предложений в нормативно-технические, методические, рекомендательные и иные документы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в установленной сфере деятельности Федерального агентства лесного хозяйства, в федеральный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также разработка плана действий Федерального агентства лесного хозяйства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах;

л) создание резерва материальных ресурсов, направленных на обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, в соответствии с пунктом 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794;

м) участие в предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров (пункт 8_1 Правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 376);

н) организация лесоавиационных работ в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъекта Российской Федерации, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны и защиты лесов которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации или изъято в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса;

о) осуществление контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими преданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии с порядком, установленным Правилами осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года N 687 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 34, ст.4991; 2012, N 46, ст.6339; 2014, N 25, ст.3305).

III. Организация управления функциональной подсистемой РСЧС

7. Руководство деятельностью функциональной подсистемы РСЧС осуществляет заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (далее - руководитель Рослесхоза).

8. Функциональная подсистема РСЧС включает в себя: координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, материальные ресурсы, систему связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационным органом функциональной подсистемы РСЧС является Комиссия Рослесхоза по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ Рослесхоза).

КЧС и ОПБ Рослесхоза образуется руководителем Рослесхоза.

КЧС и ОПБ Рослесхоза обеспечивает:

а) участие в подготовке предложений по реализации государственной политики в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса, а также в подготовке предложений в федеральные государственные программы и проекты нормативных правовых актов в области охраны и защиты лесов от чрезвычайных ситуаций;

б) рассмотрение вопросов, направленных на обеспечение материальными ресурсами функциональной подсистемы РСЧС;

в) взаимодействие с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств функциональной подсистемы РСЧС к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах;

г) проверку соответствия полученной информации от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, данным мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, осуществляемого в соответствии со статьей 53.2 Лесного кодекса, и в случае выявления на территориях двух и более субъектов Российской Федерации признаков обстановки, соответствующей чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера, а также в случае выявления на территориях двух и более федеральных округов признаков обстановки, соответствующей чрезвычайной ситуации в лесах федерального характера, направляет информацию в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности для принятия решения об установлении соответствующего режима функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных (пункты 7, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 376);

д) обеспечение ежегодного (до начала пожароопасного сезона) обучения и переподготовки сил лесопожарных формирований функциональной подсистемы РСЧС;

е) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями по вопросам осуществления лесоавиационных работ при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах.

Постоянно действующими органами оперативного управления функциональной подсистемы РСЧС являются:

а) на федеральном уровне - структурные подразделения Рослесхоза, в компетенцию которых входят выработка и принятие решений по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) на межрегиональном уровне - соответствующее подразделение территориального органа Рослесхоза по федеральному округу;

в) на региональном уровне - соответствующее подразделение территориального органа Рослесхоза, осуществляющее свою деятельность в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса, и (или) в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органом повседневного управления функциональной подсистемы РСЧС является специализированная диспетчерская служба Рослесхоза (далее - федеральная диспетчерская служба).

IV. Силы и средства функциональной подсистемы РСЧС

9. К силам и средствам функциональной подсистемы РСЧС относятся:

а) летчики-наблюдатели, инструктора парашютно-десантной пожарной службы, парашютисты и десантники-пожарные, пожарная техника и оборудование постоянной готовности в составе федерального бюджетного учреждения "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана";

б) персонал по обеспечению государственного лесопатологического мониторинга филиалов (центров защиты леса) федерального бюджетного учреждения "Рослесозащита";

в) лесопожарные формирования, пожарная техника и оборудование в составе территориальных органов Рослесхоза, осуществляющих свою деятельность в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса, и (или) в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

V. Режимы функционирования функциональной подсистемы РСЧС

10. Проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках функциональной подсистемы РСЧС осуществляется во взаимодействии с формированиями, указанными в сводном плане тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, межрегиональном плане маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования (пункт 8_1 Правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 376).

11. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах органы управления, силы и средства функциональной подсистемы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

12. Решением руководителя Рослесхоза в случае угрозы возникновения или в случае возникновения чрезвычайной ситуации в лесах для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.