Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (постатейный)

          

Комментарий к главе I. Общие положения

     

Комментарий к статье 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Существование комментируемого закона обусловлено указанием в ч.1 ст.51 ГК РФ на то, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным органом в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Именно на основании этого положения ГК РФ и был разработан, принят и действует комментируемый нормативный правовой акт.

Общим правилом для федерального законодательства является необходимость определения в одной из первых статей предмета правого регулирования соответствующего нормативного правового акта, то есть определения сфер регулирования. Не является исключением и комментируемый закон.


Статья 1 комментируемого закона определяет сферы отношений, которые он регулирует. К таким отношениям первый абзац относит отношения, связанные с:

- государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы;

- государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

- ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Остановимся на более подробной характеристике указанных сфер правоотношений. Следует отметить, что государственной регистрации подлежат практически все организационно-правовые действия, касающиеся определения соответствующего статуса юридического лица, а именно - создание, реорганизация, ликвидация и действия по внесению изменений в учредительные документы.

Созданием юридического лица признается действие учредителей (учредителя) по принятию решения об учреждении юридического лица. Решением о создании юридического лица определяются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица (части 2 и 3 ст.50.1 ГК РФ).


Бывают случаи, когда судом может быть отменена государственная регистрация юридического лица, если в результате регистрации были нарушены права и законные интересы заявителя.

Так, Арбитражным судом Свердловской области от 27 января 2015 года, по делу А60-30899/2014 было вынесено решение об удовлетворении заявленных требований по иску о признании недействительным решения о создании ООО и записи в ЕГРЮЛ. Согласно материалам дела, на основании решения N 1 от 18 июня 2013 года заявителем учреждено общество с ограниченной ответственностью "Управление механизации-Урал", утвержден его устав, учредитель принял на себя обязанности генерального директора определен уставный капитал вновь создаваемого общества и порядок его оплаты. Сведения о создании Общества были внесены в ЕГРЮЛ. Заявитель ссылался на отсутствие волеизъявления на создание ООО, на принятие на себя обязанностей генерального директора создаваемого общества. Судом в процессе рассмотрения дела было установлено, что воля заявителя на создание общества и назначении себя на должность единоличного исполнительного органа Общества в июне 2013 года отсутствовала, что подтверждается материалами дела, в частности - протоколом допроса свидетеля от 10 июля 2014 года, а также действиями по подаче заявителем заявлений в регистрирующий орган о непричастности к деятельности юридического лица и о неиспользовании его паспортных данных.

Поскольку основанием для создания общества явилось решение, не отражавшее действительной воли учредителя суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение N 1 является недействительными. Согласно, положениям ст.9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Для осуществления права на создание юридического лица должна быть выражена воля. Согласно положениям ст.49, 51 ГК РФ правоспособность юридического лица (возможность иметь гражданские права и обязанности) возникает в момент его создания. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Суд пришел к выводу о том, что возникновение правоспособности юридического лица не может само по себе свидетельствовать о том, что у этого лица имеется законный учредитель, так как такая государственная регистрация, произведенная с нарушением закона не может порождать прав кого-либо на доли в уставном капитале общества. В соответствии с положениями Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 09 декабря 1999 года N 90/14 "О некоторых вопросах применения ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" решение участника общества, принятое с нарушением закона, не имеет юридической силы вне зависимости от того, оспорено оно в судебном порядке или нет. Нарушением закона в данном случае, является то, что лицо, указанное в качестве учредителя общества, не принимало решения о создании органов управления.


Таким образом, суд пришел к выводу о том, что если отсутствует волеизъявление заявителя на создание общества, на принятие на себя прав и обязанностей его участника, а также полномочий единоличного исполнительного органа общества решение регистрирующего органа о государственной регистрации Общества было принято с нарушением норм Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а поэтому подлежит признанию недействительным на основании ст.198, 201 АПК РФ.

Гражданское законодательство уделило значительное внимание правовому регулированию реорганизации юридического лица, которое может происходить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразование (ст.57 ГК РФ). При этом легального закрепления данный термин не получил. В юридической литературе под реорганизацией принято понимать преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия.

________________

См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.


Ликвидация юридического лица, то есть его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, также подлежит государственной регистрации и подпадает под сферу регулирования комментируемого закона. Несмотря на то, что ГК РФ в ст.61 определил правила и перечень оснований для ликвидации юридического лица, в юридической литературе и в некоторых административных актах органов государственной и муниципальной власти даются попытки толкования положений ГК РФ.

Так, под "выводом", "ликвидацией" предприятия (организации, отдельного производства) на территории Москвы понимается прекращение его деятельности с переходом прав собственности на имущественный комплекс предприятия (организации) или его части, оставшийся после освобождения им ранее занимаемой территории, к городу Москве или третьему лицу в установленном порядке. В отличие от ликвидируемого, выводимому предприятию должна быть, как правило, предоставлена для размещения и ведения хозяйственной деятельности территория или имущественный комплекс вне территории Москвы.

________________

См.: Распоряжение Мэра Москвы от 20 апреля 1999 года N 375-РМ "Об утверждении нормативно-методической документации по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий" (вместе с "Концепцией Программы обеспечения перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий", "Порядком обеспечения перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий", "Методикой комплексной оценки затрат по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий, организаций и отдельных производств, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий").


В юридической справочной литературе ликвидация акционерного общества, компании, фирмы понимается как прекращение деятельности организации в связи с истечением срока, на который она была создана, по решению общего собрания, вышестоящего органа (для государственных предприятий) или по решению суда. Принято различать добровольную ликвидацию, осуществляемую ликвидационной комиссией, назначаемой ликвидационной организацией, и принудительную, осуществляемую комиссией, назначенной судом или государственным органом, в чьем ведении находится ликвидируемая организация. Основные причины ликвидации организации: исчерпание целей и задач, во имя которых создана организация, выход деятельности организации за рамки ее устава и законов, в случае банкротства, при отсутствии какого-либо ресурса, без которого не может осуществляться деятельность.

Следующим действием с юридическим лицом, подлежащим государственной регистрации, и соответственно являющимся предметом регулирования комментируемого закона, является внесение изменений в их учредительные документы. В соответствии со ст.52 ГК РФ к учредительным документам юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ, являются уставы. Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются положения ГК РФ об уставе юридического лица.

Соответственно любые изменения учредительных документов подлежат обязательной государственной регистрации с необходимостью полного прохождения всей установленной процедуры. При этом в судебно-арбитражной практике зачастую встречаются ситуации, когда налоговые органы обращаются в суд с требованием о необходимости признания действий по внесению изменений в учредительные документы юридических лиц в качестве самостоятельного элемента понятия "государственная регистрация юридических лиц", подразумевая при этом не только государственную регистрацию при создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, тогда как арбитражные суды не всегда учитывают данное обстоятельство при толковании понятия "государственная регистрация юридических лиц", например Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2010 года по делу N А70-2855/2010.

Из вышеприведенных положений следует, что независимо от вида государственной регистрации (создание, реорганизация, ликвидация), юридическое лицо всегда является регистрируемым. При этом судебно-арбитражная практика признает, что использование указанной формулировки само по себе не означает, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица может являться заявителем при его создании. Примером может служить Решение Верховного Суда РФ от 9 августа 2005 года N ГКПИ05-82.

Второй крупной сферой отношений, попадающей под регулирование комментируемого закона, являются регистрационные отношения физических лиц по получению или прекращению ими статуса индивидуальных предпринимателей. Соответственно в отличие от юридических лиц регистрации подлежат только получение и прекращение соответствующего правового статуса.


Индивидуальные предприниматели в соответствии со ст.11 НК РФ - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.


При этом получить статус индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации могут как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, и лица без гражданства. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, - иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.


Таким образом, индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования для этой цели юридического лица и своим самостоятельным трудом), которое в этих целях действует самостоятельно, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

________________

См.: Индивидуальный предприниматель: комментарии, судебная практика, официальные разъяснения / под ред. М.Ю.Тихомирова. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2014.


Еще одной сферой отношений, входящих в сферу регулирования комментируемого закона, являются отношения, связанные с ведением двух видов единых государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Существование указанных реестров обусловлено необходимостью систематизации имеющихся сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателей на территории Российской Федерации, а также их регистрационного учета. Более подробно о государственных реестрах будет сказано в комментариях к главе 2 комментируемого закона, поскольку именно им и посвящена данная глава.

2. Во втором абзаце комментируемой статьи дается легальное закрепление понятия "государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Комментируемый закон впервые дает легальное определение государственной регистрации юридических не через деятельностный подход, а сквозь призму акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти.


Соответствующий административный акт направлен на внесение в государственный реестр:

- сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

- иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с комментируемым законом.

В Типовой инструкции на рабочее место работника многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, участвующего в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей определено, что государственная регистрация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств - акты территориальных органов ФНС России, осуществляемые посредством внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, создании и прекращении деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, иных сведений о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и о крестьянских (фермерских) хозяйствах. В данном определении в качестве органа, осуществляющего деятельность по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выделяется уже ФНС России, которая выступает в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

________________

См.: Письмо ФНС России от 20 февраля 2014 года N СА-4-14/3111 "О направлении Типовой инструкции на рабочее место работника многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, участвующего в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств для использования в работе по обучению специалистов многофункциональных центров".


Таким образом, внесение записей в соответствующий государственный реестр является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц. При этом необходимо учитывать, что в тот или иной реестр должны вноситься только те сведения, которые определены законодателем для соответствующего юридического лица или индивидуального предпринимателя. В свою очередь судебная практика, разрешая дела, связанные с определением возможности применения положений комментируемого закона, исходит из того, что внесение в реестр юридических лиц сведений о субъекте, не имеющем статуса юридического лица, является незаконным.

________________

См.: Решение Арбитражного суда Свердловской области от 7 марта 2008 года N А60-31203/2008-С10.


В юридической литературе обращается внимание на то, что в соответствии с приведенным определением понятие "государственная регистрация" применительно к индивидуальным предпринимателям охватывает не один, а три вида административных актов. Эти акты являются индивидуальными правовыми актами, актами применения права, которые не имеют нормативного значения. Указанные акты совершаются путем внесения соответствующих сведений о физическом лице в государственный реестр.

К актам государственной регистрации индивидуальных предпринимателей относятся:

- правообразующие акты, устанавливающие юридический факт приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя;

- правопрекращающие акты, устанавливающие юридический факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

- правоизменяющие акты, которые фиксируют изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в государственном реестре.

________________

См.: Тихомиров М.Ю. Указ.соч.


Процедуры реализации актов государственной регистрации определены общими нормами, закрепленными в ст.4-7, 8, 9, 11 комментируемого закона, а также рядом специальных норм, содержащихся в ст.22.1-22.3. При этом отдельные процедурные вопросы также регламентированы подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми соответствующими административными органами в целях реализации положений комментируемого закона.

________________

См., например: Приказ ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

3. В третьем абзаце комментируемой статьи определен круг нормативных правовых актов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование государственной регистрации. В настоящее время законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, комментируемого федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs