ПИСЬМО
от 20 февраля 2014 года N СА-4-14/3111
[О направлении разработанной Типовой инструкции на рабочее место работника многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг]
Федеральная налоговая служба направляет разработанную на основании пункта 1.6 Плана-графика организации предоставления государственных услуг ФНС России по принципу "одного окна", утверждённого заместителем руководителя ФНС России Н.С.Завиловой, Типовую инструкцию на рабочее место работника многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, участвующего в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств для использования в работе по обучению специалистов многофункциональных центров.
Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.А.Аракелов
Типовая инструкция на рабочее место работника многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, участвующего в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств
1. Настоящая Типовая инструкция определяет последовательность действий работника многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), участвующего в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
I. Общие положения
2. Государственная регистрация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - государственная регистрация) - акты территориальных органов ФНС России (далее - налоговые органы), осуществляемые посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, создании и прекращении деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, иных сведений о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и о крестьянских (фермерских) хозяйствах в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Принцип предоставления государственной услуги по государственной регистрации в МФЦ
3. Предоставление государственной услуги по государственной регистрации в МФЦ осуществляется по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной услуги по государственной регистрации осуществляется налоговыми органами после однократного обращения заявителя в МФЦ с запросом о предоставлении государственной услуги по государственной регистрации, а взаимодействие с налоговым органом, предоставляющим указанную государственную услугу, осуществляется МФЦ без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами, перечень которых приведён в приложении 1 к настоящей Типовой инструкции, и соглашением о взаимодействии.
Запрос о предоставлении государственной услуги
4. Под представлением в МФЦ заявителем запроса о предоставлении государственной услуги по государственной регистрации понимается представление в МФЦ необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", перечень которых приведён в приложении 2 к настоящей Типовой инструкции.
5. МФЦ при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
6. В случае если в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявитель вправе представить необходимый для государственной регистрации документ по собственной инициативе, МФЦ при предоставлении государственной услуги не вправе требовать представление такого документа. Непредставление заявителем указанного документа не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги. Если упомянутый документ не представлен заявителем, такой документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу налогового органа соответствующим органом, в распоряжении которого находится упомянутый документ (содержащиеся в нём сведения). Сведения о документах, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, приведён в приложении 2 к настоящей Типовой инструкции.
Круг заявителей
7. Заявителями, то есть лицами, имеющими право подписать необходимое для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение, могут быть физические лица, перечень которых приведён в приложении 3 к настоящей Типовой инструкции.
8. Подпись заявителя на представляемом при государственной регистрации юридического лица заявлении, уведомлении или сообщении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении, представляемом при государственной регистрации индивидуального предпринимателя, не требуется, в случае если необходимые для государственной регистрации документы представляются заявителем через МФЦ с одновременным представлением документа, удостоверяющего его личность. Заявление, которое подается физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, через МФЦ, подписывается указанным лицом в присутствии работника МФЦ.
Порядок представления запроса о предоставлении государственной услуги
9. Запрос о предоставлении государственной услуги по государственной регистрации может быть представлен в МФЦ как самим заявителем, так и его представителем, действующим на основании доверенности.
10. Основания для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по государственной регистрации (запроса о предоставлении государственной услуги), отсутствуют.
Государственная пошлина за предоставление государственной услуги
11. За предоставление государственной услуги по государственной регистрации уплачивается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
12. Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины приведены в приложении 4 к настоящей Типовой инструкции.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги
13. Отказ в предоставлении налоговым органом государственной услуги по государственной регистрации допускается в случаях, установленных Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", перечень которых приведён в приложении 5 к настоящей Типовой инструкции.
Срок предоставления государственной услуги
14. Срок предоставления государственной услуги по государственной регистрации (за исключением предоставления государственной услуги по внесению записи о начале процедуры реорганизации юридического лица) не должен превышать пять рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган.
Государственная услуга по внесению записи о начале процедуры реорганизации юридического лица (юридических лиц) предоставляется в срок не позднее трёх рабочих дней со дня представления уведомления о реорганизации юридического лица (юридических лиц) в налоговый орган.
Срок принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги не должен превышать пять рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган.
15. Датой представления документов является день их получения налоговым органом.
Результат предоставления государственной услуги
16. Результатом предоставления государственной услуги по государственной регистрации являются документы, перечень которых приведён в приложении 6 к настоящей Типовой инструкции.
17. Документы, являющиеся результатом предоставления государственной услуги, выдаются (направляются) налоговым органом МФЦ.
18. Срок выдачи (направления) налоговым органом МФЦ документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, не должен превышать один рабочий день с момента государственной регистрации (принятия решения об отказе в государственной регистрации). Моментом государственной регистрации признается внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
II. Состав и последовательность действий, осуществляемых работником МФЦ
Перечень действий, осуществляемых в МФЦ
19. Предоставление государственной услуги по государственной регистрации в МФЦ включает в себя:
приём представленных в МФЦ документов;
передача представленных в МФЦ документов в налоговый орган;
получение МФЦ документов, являющихся результатом оказания услуги, от налогового органа;
выдача документов, являющихся результатом предоставления услуги по государственной регистрации.
Приём представленных в МФЦ документов
20. При представлении документов в МФЦ, работник МФЦ, ответственный за приём документов, устанавливает личность лица, представившего документы.
При представлении документов заявителем, проверяется соответствие сведений о заявителе, указанных в последнем листе или иных листах заявления (уведомления, сообщения) о государственной регистрации, с данными документа, удостоверяющего личность заявителя: сверяется фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), серия, номер документа, удостоверяющего личность, визуально определяется соответствие личности заявителя фотографии в документе, удостоверяющем его личность.
При представлении документов представителем заявителя, действующим на основании доверенности, проверяется наличие у указанного лица полномочий на представление документов, в частности: фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) заявителя, серия, номер документа, удостоверяющего его личность, указанные в последнем листе или иных листах заявления (уведомления, сообщения) о государственной регистрации, сверяются с указанными в доверенности сведениями о лице, выдавшем доверенность; фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) представителя, серия, номер документа, удостоверяющего его личность, сверяется со сведениями, указанными в доверенности, визуально определяет соответствие личности представителя фотографии в документе, удостоверяющем его личность.
21. При представлении документов заявителем - физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, в случае если подпись указанного лица на заявлении не засвидетельствована в нотариальном порядке, работник МФЦ, ответственный за приём документов, свидетельствует подпись указанного лица в следующем порядке.
Заявитель - физическое лицо, регистрируемое или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, в присутствии работника МФЦ, ответственного за приём документов, заполняет раздел последнего листа заявления о регистрации, в котором проставляется подпись заявителя, и подписывает заявление в соответствующем поле указанного раздела заявления о регистрации. В случае если заявитель заполнил указанный раздел и проставил в нём свою подпись до представления документов работнику МФЦ, последний предлагает заявителю повторно проставить свою подпись в указанном разделе заявления о регистрации.
Работник МФЦ, принявший документы у заявителя, в разделе заявления о регистрации, следующем за разделом, в котором заявитель проставил свою подпись, удостоверяет подпись заявителя с указанием своей должности, фамилии, имени, отчества (при наличии). При этом в указанном разделе работником МФЦ, осуществившим приём документов у заявителя, слова "регистрирующий орган" заменяются на "МФЦ", слова "должностного лица регистрирующего органа" - на "работника МФЦ".
22. После совершения действий, указанных в пунктах 20-21 настоящей Типовой инструкции, работник МФЦ, ответственный за приём документов, осуществляет регистрацию представленных документов и оформляет расписку в их получении.
23. Регистрация представленных в МФЦ документов осуществляется путём присвоения указанным документам входящего номера с указанием даты их получения МФЦ.
24. Расписка в получении документов (далее - расписка) должна содержать следующие сведения:
наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) индивидуального предпринимателя), в отношении которого представлены документы;
способ представления документов (представлены заявителем или представителем заявителя, действующим на основании доверенности) с указанием фамилии, имени, отчества (последнее при наличии) физического лица, представившего документы;
наименование МФЦ, в который представлены документы;
дата получения документов МФЦ;
перечень представленных документов, в отношении каждого из которых указывается: порядковый номер; наименование документа; количество экземпляров; количество листов документа; при представлении копии документа указывает слово "копия";
фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) работника МФЦ, принявшего документы.
Расписка в получении МФЦ документов оформляется в трёх экземплярах. Первый экземпляр выдаётся заявителю, второй - остаётся в МФЦ, третий - вместе с комплектом документов предаётся в налоговый орган.
Каждый экземпляр расписки подписывается специалистом МФЦ, ответственным за приём документов, и заявителем (его представителем, действующим на основании доверенности).
25. После завершения действий, предусмотренных пунктами 20-24 настоящей Типовой инструкции, работник МФЦ, ответственный за приём документов, передаёт представленные в МФЦ документы работнику, ответственному за подготовку представленных в МФЦ документов к передаче в налоговый орган.
Подготовка представленных в МФЦ документов для передачи в налоговый орган
26. Работник МФЦ, ответственный за подготовку представленных в МФЦ документов к передаче в налоговый орган, осуществляет подготовку документов для передачи в налоговый орган с учётом соглашения о взаимодействии между МФЦ и управлением ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации и передаёт документы работнику, ответственному за передачу поступивших в МФЦ документов в налоговый орган.
Передача документов в налоговый орган
27. Работник МФЦ, ответственный за передачу поступивших в МФЦ документов в налоговый орган, осуществляет передачу документов в налоговый орган с учётом соглашения о взаимодействии между МФЦ и управлением ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Получение документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги
28. Работник МФЦ, ответственный за приём от налогового органа документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, перечень которых приведён в приложении 6 к настоящей Типовой инструкции, осуществляет приём от налогового органа указанных документов с учётом соглашения о взаимодействии между МФЦ и управлением ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Выдача МФЦ документов, являющихся результатом предоставления услуги
29. Документы, являющиеся результатом предоставления услуги по государственной регистрации, могут быть выданы заявителю либо его представителю, действующему на основании доверенности.
30. Работник МФЦ, ответственный за выдачу документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги:
устанавливает личность лица, обратившегося за получением документов, в том числе проверяет документ, удостоверяющий его личность. При обращении за получением документов представителя заявителя, действующего на основании доверенности, проверяет его полномочия;
выдаёт документы заявителю либо его представителю, действующему на основании доверенности.