ПРИКАЗ
от 24 декабря 2009 года N 1053
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401, и в целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке ведомственных нормативных правовых актов и их государственной регистрации
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и их государственной регистрации.
2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата разрабатывать проекты нормативных правовых актов в строгом соответствии с Порядком, утвержденным пунктом 1 настоящего Приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя А.В.Ферапонтова.
Руководитель
Н.Г.Кутьин
Порядок подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и их государственной регистрации
1. Порядок подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и их государственной регистрации (далее - Порядок) определяет единые правила подготовки, утверждения, вступления в силу, признания утратившими силу, отмены, изменения и дополнения нормативных правовых актов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
2. Порядок распространяется на нормативные правовые акты, издаваемые Ростехнадзором, направленные на установление, изменение или отмену правовых норм.
3. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
4. Действие Порядка не распространяется на правовые акты, если они содержат разовые предписания, адресованы конкретным лицам и рассчитаны на однократное применение, в том числе на:
правовые акты о приеме на службу, работу и назначении на должность, об увольнении со службы, работы и освобождении от должности, о присвоении специальных званий, о материальном и ином поощрении, о выплате надбавок, о командировании, об отпусках, о наложении взысканий и тому подобные акты, если они издаются в отношении конкретных лиц;
правовые акты о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений Ростехнадзора и его территориальных органов, за исключением правовых актов, устанавливающих их правовой статус.
Порядок также не распространяется на рекомендательные документы, протоколы различного рода совещаний, докладные и служебные записки структурных подразделений Ростехнадзора, информационные материалы.
5. Нормативные правовые акты Ростехнадзора должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, другим нормативным правовым актам Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и издаваться в пределах компетенции Ростехнадзора.
6. Нормативные правовые акты Ростехнадзора обязательны для исполнения структурными подразделениями Ростехнадзора и его территориальными органами, иными органами, а также организациями, должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются.
7. Структурные подразделения Ростехнадзора и его территориальные органы не вправе издавать нормативные правовые акты.
8. Нормативные правовые акты Ростехнадзора издаются:
на основе и во исполнение федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
во исполнение поручений руководства Ростехнадзора;
по инициативным предложениям структурных подразделений Ростехнадзора.
9. Ростехнадзор издает нормативные правовые акты в виде приказов, правил, инструкций и положений.
10. Издание нормативных правовых актов Ростехнадзора в виде писем, телеграмм, телетайпограмм не допускается.
11. Нормативные правовые акты Ростехнадзора могут быть:
постоянно действующими, то есть установленными без ограничения срока применения;
временными, то есть содержащими указание на действие в течение обозначенного временными рамками периода либо на действие до наступления определенного события.
12. Разработка нормативных правовых актов Ростехнадзора включает в себя следующие этапы:
а) проведение мероприятий по подготовке нормативного правового акта;
б) подготовка проекта нормативного правового акта;
в) согласование проекта нормативного правового акта;
г) подписание (утверждение) нормативного правового акта и его регистрация;
д) направление нормативного правового акта на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России);
е) сопровождение прохождения государственной регистрации нормативного правового акта в Минюсте России;
ж) опубликование нормативных правовых актов и вступление их в силу.
13. Подготовка проектов нормативных правовых актов Ростехнадзора осуществляется в соответствии с плановыми мероприятиями либо по поручению руководителя Ростехнадзора или лица, исполняющего его обязанности.
14. Общее руководство процессом разработки нормативных правовых актов Ростехнадзора осуществляет руководитель Ростехнадзора, непосредственное руководство - заместитель руководителя Ростехнадзора, курирующий структурное подразделение, определенное исполнителем в соответствии с его компетенцией.
15. Предложения по разработке нормативных правовых актов Ростехнадзора подготавливаются структурными подразделениями в соответствии с актами, решениями, поручениями, предложениями, указанными в пункте 8 настоящего Порядка.
16. В предложениях по разработке нормативных правовых актов Ростехнадзора указывается(ются) структурное(ые) подразделение(ия), ответственное(ые) за подготовку проектов нормативных правовых актов, и сроки, в которые должны быть подготовлены проекты нормативных правовых актов.
17. Ростехнадзор разрабатывает проект нормативного правового акта без планирования в случае, если такая разработка предусмотрена указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
18. В случае, если структурное подразделение инициирует подготовку проекта нормативного правового акта, не включенного в план, заместителю руководителя Ростехнадзора, курирующему Правовое управление, представляется докладная записка, подписанная руководителем такого структурного подразделения, в которой излагаются:
существо проблемы, требующей правового регулирования;
цели предполагаемого правового регулирования;
конкретные меры, направленные на решение проблемы, которые предполагается положить в основу нормативного правового акта;
перечень действующих нормативных правовых актов по проблемному вопросу и анализ недостатков действующего правового регулирования.
По поручению заместителя руководителя Ростехнадзора Правовое управление осуществляет рассмотрение оснований, приведенных в докладной записке, и готовит заключение о целесообразности (нецелесообразности) подготовки нормативного правового акта.
19. В случае существенного изменения законодательства Российской Федерации и в незапланированных случаях, если требуется издание нормативных правовых актов для правового регулирования, подготовка нормативных правовых актов осуществляется по поручению руководителя Ростехнадзора или лица, исполняющего его обязанности, либо заместителя руководителя Ростехнадзора, курирующего Правовое управление.
20. Срок подготовки проекта нормативного правового акта устанавливается в соответствующем плане или в поручении руководителя Ростехнадзора или лица, исполняющего его обязанности, о подготовке проекта нормативного правового акта. При этом принимается во внимание необходимость проведения соответствующих мероприятий для подготовки проекта акта.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации устанавливается в соответствии с указанными актами.
21. Подготовка проекта нормативного правового акта может быть возложена на одно или несколько структурных подразделений с учетом их компетенции.
Для подготовки проектов нормативных правовых актов, затрагивающих компетенцию нескольких структурных подразделений, по совместной инициативе структурного подразделения, ответственного за подготовку проекта нормативного правового акта (далее - подразделение - ответственный исполнитель), и структурных подразделений, участвующих в подготовке проекта акта (далее - подразделения-соисполнители), могут создаваться рабочие группы.
Решение о создании рабочей группы по подготовке нормативного правового акта принимает заместитель руководителя Ростехнадзора, курирующий подразделение - ответственного исполнителя. В рабочую группу включаются сотрудники подразделения - ответственного исполнителя и подразделений-соисполнителей.
В случае необходимости по решению заместителя руководителя Ростехнадзора, курирующего подразделение - ответственного исполнителя, для участия в рабочей группе могут привлекаться сотрудники территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Ростехнадзора.
22. Руководитель подразделения - ответственного исполнителя или по его поручению руководитель отдела такого подразделения определяет сотрудника, ответственного за подготовку проекта нормативного правового акта (далее - ответственный сотрудник), и срок подготовки основных положений проекта акта.
23. Правовое управление:
обеспечивает информацией структурные подразделения о принятых и утративших силу нормативных правовых актах, о внесенных в нормативные правовые акты изменениях;
готовит по поручению заместителя руководителя Ростехнадзора, курирующего Правовое управление, заключения о целесообразности подготовки нормативных правовых актов;
участвует в подготовке проекта нормативного правового акта путем проверки акта на соответствие законодательству Российской Федерации и проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта.
24. Ответственность за качество и проработанность проекта нормативного правового акта несет руководитель подразделения - ответственного исполнителя, за соответствие законодательству Российской Федерации - руководитель Правового управления.
25. Разработка основных положений проекта нормативного правового акта осуществляется в целях подготовки нормативного правового акта, содержащего новые нормативные предписания, либо изменений и дополнений действующих нормативных правовых актов, предусматривающих внесение в текст таких актов новых нормативных предписаний или замену прежних нормативных предписаний новыми предписаниями, меняющими и уточняющими содержание правового регулирования.
26. В процессе работы над основными положениями проекта нормативного правового акта (далее - основные положения) ответственный сотрудник собирает и изучает относящиеся к теме проекта:
законодательство Российской Федерации;
международные договоры;
практику применения соответствующих действующих нормативных правовых актов;
зарубежное законодательство по соответствующей теме;
научную литературу и материалы периодической печати;
данные социологических и иных исследований;
информационные материалы, представляемые территориальными органами Ростехнадзора и организациями, находящимися в его ведении.
Ответственный сотрудник обязан обеспечить возможность ознакомления с такой информацией сотрудников подразделений-соисполнителей.
27. В ходе подготовки основных положений ответственный сотрудник вправе получать консультации от сотрудников подразделений-соисполнителей и сотрудников территориальных органов Ростехнадзора.
28. Сотрудники подразделений-соисполнителей обеспечивают ответственного сотрудника необходимыми для подготовки основных положений материалами, представляют предложения, относящиеся к теме проекта нормативного правового акта.
29. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. При необходимости разъяснения целей и мотивов принятия нормативного правового акта в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.