Статья регламентирует процессы распространения и предоставления информации. Определения данных понятий даны в п.8 и 9 ст.2 комментируемого Закона: предоставление информации - это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; распространение информации - это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч.1 комментируемой статьи в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. В качестве примера установления таких требований можно упомянуть норму п.1 ст.3 Федеральный закон "О рекламе", в которой дано следующее определение понятия рекламы: информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Как разъяснено в п.1 Постановления Пленума ВАС России от 8 октября 2012 года N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", согласно изложенному пункту информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым названным Федеральным законом.
________________
ВВАС РФ, 2012, N 12.
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Выходные данные при распространении информации с использованием средств массовой информации определены в ст.27 Закона РФ "О средствах массовой информации" (отношения, связанные с организацией и деятельностью средств массовой информации, сферой действия комментируемого Закона не охватываются), в т.ч. перечислены сведения, которые должен содержать каждый выпуск периодического печатного издания и каждая копия радио-, теле-, видео- или кинохроникальной программы, обозначены объявления, которыми должно сопровождаться вещание телеканала, радиоканала, а также выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы. В указанной статье (в ред. Федерального закона от 14 июня 2011 года N 142-ФЗ) также установлено следующее: сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием); зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.
________________
СЗ РФ, 2011, N 25, ст.3535.
Помимо изложенного часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязанности владельца сайта в сети "Интернет" разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в ст.15_7 комментируемого Закона, а также предоставляет владельцу сайта право предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети "Интернет". Данные положения включены в рассматриваемую часть с 1 мая 2015 г. Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 364-ФЗ, принятым в рамках уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона. Данным Федеральным законом одновременно введена упомянутая статья 15_7 комментируемого Закона, в ч.1 которой и говорится об упомянутом в рассматриваемой части заявлении. Согласно указанной части правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", сайта в сети "Интернет", на котором без его разрешения или иного законного основания размещена информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", вправе направить владельцу сайта в сети "Интернет" в письменной или электронной форме заявление о нарушении авторских и (или) смежных прав (см. комментарий к указанной статье).
В части 3 комментируемой статьи для случаев использования для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, закреплена обязанность лица, распространяющего информацию, обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. Данная норма взаимосвязана с положениями ч.4 ст.19 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи", предусматривающими следующие права пользователей услуг почтовой связи: пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа; адресат вправе отказаться от поступившего в его адрес почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
________________
СЗ РФ, 1999, N 29, ст.3697.
В части 4 комментируемой статьи в рамках регламентации предоставления информации в случаях отсутствия обязанности по предоставлению информации предусмотрено, что порядок предоставления информации устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.
В этой связи следует упомянуть, что гражданское законодательство использует понятия сделки и договора. Понятие сделки определено в ст.153 части первой ГК РФ следующим образом: сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.