Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - комментируемый Закон) заменил собой Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (обозначен в настоящем комментарии как Закон 1995 года об информации) и Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (далее - Закон 1996 г. об информационном обмене).
Законопроект, принятый в качестве комментируемого Закона, внесен в Государственную Думу на основании п.1 Плана действий межведомственной рабочей группы по выработке комплекса мер, необходимых для ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года в соответствии с поручением Руководителя Администрации Президента РФ от 28 июля 2005 года N А4-13440, поручением Правительства РФ от 1 августа 2005 года N АЖ-П4-3825, поручением Правительства РФ от 12 августа 2005 года N АЖ-П2-4082.
В отношении концепции законопроекта и необходимости его принятия авторами законопроекта отмечалось следующее.
Информационная сфера - это одна из наиболее динамичных и быстро развивающихся сфер общественных отношений, нуждающихся в адекватном правовом регулировании. Законодательные акты в данной сфере были приняты во второй половине 90-х годов и уже не отвечают современному состоянию общественных отношений, по отдельным вопросам вступают в противоречие с более поздними законодательными актами, в т.ч. с Гражданским кодексом РФ, тормозят развитие информационного общества. Очевидной становится необходимость их корректировки и, в первую очередь, базового законодательного акта - Закона 1995 года об информации.
Основные причины разработки проекта Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" следующие:
1) несоответствие Закона 1995 года об информации современным реалиям использования информационных технологий;
2) концептуальные дефекты Закона 1995 года об информации, противоречивость и несогласованность основных положений и норм;
3) необходимость устранения пробелов в праве, связанных, в т.ч., с передачей информации как объекта гражданских прав и отсутствием регулирования общественных отношений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Разработка законопроекта направлена на достижение следующих целей:
1) устранение имеющихся пробелов и противоречий, в частности приведение понятийного аппарата и механизмов регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, в т.ч. определение понятий "информационная система", "информационно-телекоммуникационная сеть", "электронное сообщение" и др.;
2) решение актуальных проблем, которые обозначил опыт существования Закона 1995 г. об информации (например, определение правового статуса различных категорий информации, регулирование создания и эксплуатации информационных систем, установление общих требований к использованию информационно-телекоммуникационных сетей);
3) создание необходимой правовой основы для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования современных информационных технологий;
4) уточнение закрепленных в действующей редакции подходов к регулированию различных категорий информации. Принятие комментируемого Закона позволит:
1) приблизить законодательство РФ к международной практике регулирования информационных отношений;
2) устранить пробел в регулировании передачи информации как объекта гражданских прав;
3) унифицировать, как с понятийной, так и с содержательной точки зрения, принципы и правила регулирования информационных отношений;
4) заложить эффективную правовую основу создания и эксплуатации государственных и иных информационных систем;
5) законодательно закрепить принципы использования информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. при международном информационном обмене;
6) установить основные правила и перечень способов защиты публичных и гражданских прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите.
Законопроектом в соответствии с Гражданским кодексом РФ и с учетом Федерального закона "О коммерческой тайне" предусмотрено использование понятия "обладатель информации". Данная конструкция позволяет в условиях российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя. Кроме того, детализирована конструкция передачи информации по договору другому лицу полностью (по договору об уступке прав на информацию) либо частично (по лицензионному договору).
В новой редакции законопроект имеет новое название: "Об информации, информационных технологиях и защите информации", полностью отвечающее его содержанию. В законопроекте раскрываются различные формы использования современных информационных технологий, таких, как информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети. В этой связи использование понятия "информационные технологии" в названии законопроекта признано целесообразным и приоритетным по сравнению с применением такого неопределенного понятия, как "информатизация".
Центральное место Закона в системе информационного законодательства РФ определяет его приоритетную роль в вопросах регулирования информационных отношений и позволяет обеспечить единообразное, системное и обоснованное регулирование информационной сферы.
Учитывая вышеизложенное, принятие настоящего Закона предполагало создание правовой основы для реализации государственных задач, связанных с построением в России информационного общества и с обеспечением вхождения страны в мировое информационное пространство.
Изменения в федеральные законы, обусловленные принятием комментируемого Закона, внесены лишь с принятием Федерального закона от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Как отмечалось в пояснительной записке к проекту названного Федерального закона, его принятие обусловлено существенными изменениями понятийного аппарата, используемого законодательством РФ, в сфере применения информационных технологий, обеспечения защиты информации и осуществления права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации в связи с принятием комментируемого Закона.
________________
СЗ РФ, 2011, N 29, ст.4291.
В комментируемый Закон изменения вносились следующими законодательными актами федерального уровня:
________________
СЗ РФ, 2010, N 31, ст.4196.
________________
СЗ РФ, 2011, N 15, ст.2038.
________________
СЗ РФ, 2011, N 30 (ч.I), ст.4600.
________________
www.pravo.gov.ru, 2012, 30 июля.
________________
www.pravo.gov.ru, 2013, 8 апреля.
________________
www.pravo.gov.ru, 2013, 7 июня.
________________
www.pravo.gov.ru, 2013, 3 июля.
________________
www.pravo.gov.ru, 2013, 30 декабря.
________________
www.pravo.gov.ru, 2013, 30 декабря.
________________
www.pravo.gov.ru, 2014, 5 мая.
________________
www.pravo.gov.ru, 2014, 22 июля.
________________
www.pravo.gov.ru, 2014, 22 июля.
________________
www.pravo.gov.ru, 2014, 25 ноября.
________________
www.pravo.gov.ru, 2014, 31 декабря.
В части 1 комментируемой статьи в рамках определения сферы действия комментируемого Закона названы три группы общественных отношений, соответствующие трем понятиям, использованным в названии данного Закона - "информация", "информационные технологии" и "защита информации". В частности, в рассматриваемой норме названы: