Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный)

Комментарий к статье 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации


Часть 1 статьи определяет основы и состав законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. В качестве основ данной отрасли отечественного законодательства названы Конституция РФ и международные договоры РФ.

Конституция РФ, как установлено в ч.1 ее ст.15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Там же предусмотрено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Наряду с данными конституционными положениями непосредственную основу законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации составляют, во-первых, нормы гл.2 Конституции РФ, предусматривающие права и свободы человека и гражданина в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (эти права и свободы рассмотрены в комментариях к соответствующих статьям Закона), и, во-вторых, норма п."и" ст.71 Конституции РФ, относящая к предметам исключительного ведения Российской Федерации такие вопросы, как информация и связь.

Международные договоры РФ, также как и общепризнанные принципы и нормы международного права, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Как указано там же, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", что и закреплено в п.1 его ст.1. Там же установлено, что международные договоры РФ заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией РФ, названным Федеральным законом.

________________

СЗ РФ, 1995, N 29, ст.2757.


Согласно пункту 2 указанной статьи названный Федеральный закон применяется в отношении международных договоров РФ (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров). В пункте 3 указанной статьи предусмотрено, что названный Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

Состав законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации определен как комментируемый Закон и другие регулирующие отношения по использованию информации федеральные законы. То, что речь идет о законодательных актах только федерального уровня, предопределено изложенной выше нормой п."и" ст.71 Конституции РФ, относящей вопросы информации и связи к предметам исключительного ведения Российской Федерации, а также нормой ч.1 ст.76 Конституции РФ, согласно которой по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Часть 1 комментируемой статьи, определяя состав законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации определен, указывает только на акты федерального законодателя. В то же время отношения, составляющие предмет регулирования названной отрасли законодательства, могут регулироваться и иными нормативными правовыми актами федерального уровня, а именно указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами иных федеральных органов исполнительной власти. Так, издание нормативного правового акта Президента РФ или Правительства РФ прямо предусмотрено нормой ч.6 ст.15 комментируемого Закона, а издание нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти - нормой ч.5 ст.16 данного Закона.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, в п.2 которых предусмотрено следующее: нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается; структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

________________

СЗ РФ, 1997, N 33, ст.3895.


В частях 2 и 3 комментируемой статьи определены изъятия из предметов регулирования законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. Это, во-первых, отношения, связанные с организацией и деятельностью средств массовой информации, и, во-вторых, отношения, связанные с хранением и использованием документированной информации, включенной в состав архивных фондов. Первое из указанных изъятий охватывается сферой действия законодательства РФ о средствах массовой информации, а второе - сферой действия законодательства об архивном деле в Российской Федерации.

Законодательство РФ о средствах массовой информации согласно ст.5 Закона РФ "О средствах массовой информации" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) состоит из названного Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ. К числу таких соответствующих законодательных актов можно отнести Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", а также Федеральные законы от 13 января 1995 года N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и от 12 мая 2009 года N 95-ФЗ "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами".

________________

СЗ РФ, 2004, N 35, ст.3607.

СЗ РФ, 2004, N 27, ст.2710.

СЗ РФ, 1995, N 3, ст.170.

СЗ РФ, 2002, N 24, ст.2253.

СЗ РФ, 2002, N 30, ст.3031.

СЗ РФ, 2003, N 2, ст.171.

СЗ РФ, 2005, N 21, ст.1919.

СЗ РФ, 2006, N 12, ст.1232.

СЗ РФ, 2008, N 52 (ч.I), ст.6217.

СЗ РФ, 2009, N 7, ст.776.

СЗ РФ, 2009, N 20, ст.2392.