Неактуальный

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 2. Земельное законодательство


Земельное законодательство должно соответствовать Конституции РФ, в ст.9, 36, 42, 58 и др. которой содержатся основы земельного права. Аналогично строятся конституции и уставы субъектов РФ.

Ряд конституционных норм опосредованно участвует в регулировании земельных отношений; значимыми для них предписаниями являются:

- о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства (ст.1 и 7 Конституции РФ);

- о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которой является обязанностью государства и всех его органов (ст.2, 17 и 18);

- о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст.8);

- о равенстве всех перед законом и судом (ст.19);

- об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ);

- о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ст.5);

- о наивысшей юридической силе и прямом действии Конституция РФ на всей территории РФ.

Согласно ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе в области земельных отношений, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (см.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д.Зорькина. Питер, 2010).

Среди относящихся к земельному законодательству и также регулирующих земельные отношения законов находятся кодексы: Водный (2006 года), Лесной (2006 года), Градостроительный (2004 года), Гражданский (1994, 2001 годов), федеральные законы "Об охране окружающей среды" (2002 года), "О плате за землю" (1991 года), "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (1995 года), "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 года), "О мелиорации земель" (1996 года), "О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами" (1997 года), "О землеустройстве" (2001 года), "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (2002 года), "О животном мире" (1995 года), Закон РФ "О недрах" (1992 года).

В ЗК РФ неоднократно используются отсылки к актам другого федерального законодательства, регулирующим в соответствии с ним земельные отношения, например ст.25, 27, 44, 46, 55, 56, 59.

Примерами указов Президента РФ могут служить его известные указы о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России 1993 года, о праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности 1996 года, о реализации конституционных прав граждан на землю 1996 года, и хотя Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 года утратили силу, они в отсутствие полноценного Земельного кодекса сыграли свою роль в реформировании земельных отношений. В настоящее время Президент РФ в соответствии с п.2 и 3 ст.80 и п."д"-"е" ст.84 Конституции РФ больше сосредоточивается на координации законопроектной деятельности и внесении законопроектов в Государственную Думу.

Принятие Правительством РФ решений в сфере земельных и иных отношений, регулирование его исполнительно-распорядительной деятельности определяется в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации". Полномочия Правительства РФ определяются в ст.8, 13, 94, 96 и др. ЗК РФ.

Регулирование земельных отношений и ход реализации ч.1 ст.9 Конституции РФ субъектами РФ рассмотрены КС РФ в Постановлении от 7 июня 2000 года N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и, в частности, вопроса об объявлении достоянием (собственностью) Республики Алтай всех природных ресурсов, находящихся на ее территории.

Было признано, что субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое ее регулирование, которое ограничивает их использование в интересах всех народов РФ, поскольку этим нарушается суверенитет РФ, а также установленное Конституцией разграничение предметов ведения и полномочий (о законодательных полномочиях публичных органов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований см. комментарии к ст.9-11 настоящего Кодекса).