В государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2058) (далее - Государственная программа), выделена подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования". Ее целью является существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.
Подготовка и повышение квалификации специалистов инженерно-технического профиля продиктовано острой кадровой потребностью отечественной экономики и, особенно, инновационной индустрии. Резко изменившаяся международная политическая ситуация, повлекшая за собой на фоне мирового экономического кризиса и беспрецедентной борьбы за природные ресурсы ряд экономических санкций по отношению к России, существенно изменила значение отечественной системы профессионального образования для ухода от экономической зависимости.
В свою очередь это означает необходимость существенного совершенствования структуры подготовки инженерно-технических кадров в рамках стратегического партнерства российских образовательных организаций с предприятиями и организациями реального сектора экономики.
С учетом сложившейся в настоящее время возрастной структуры кадров в большинстве стратегических отраслей экономики России, помимо притока молодых специалистов - выпускников основных образовательных программ высшего образования инженерно-технической направленности, возникает необходимость в организации непрерывного профессионального образования инженерно-технических кадров, занятых на производстве, в том числе путем реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
На достижение указанной цели была направлена Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 594 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2331) (далее - Президентская программа). По итогам реализации Президентской программы сформирован банк актуальных программ повышения квалификации, прошли обучение и стажировки более 15000 специалистов.
Исследование эффективности реализации мероприятий Президентской программы в 2012-2014 годах, проведенное Министерством образования и науки Российской Федерации, показало, что Президентская программа значительно расширила и способствовала развитию форм взаимодействия образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики (далее - предприятия). Изменилась степень вовлеченности работодателей в определении содержания программ повышения квалификации - от формального направления на учебу к практическому участию в обсуждении и разработке новых программ. На основе внедрения в учебный процесс практических наработок, интеграции дорогостоящего оборудования предприятий и учебно-методической базы образовательных организаций высшего образования значительно повысилась практикоориентированность программ.
По результатам исследования эффектов реализации Президентской программы, проводившегося в 2013-2014 годах, наличие зарубежных стажировок способствует повышению интереса к Президентской программе со стороны руководства предприятий. Возможность направления сотрудников на стажировку за рубеж, по оценкам представителей предприятий, по значимости стоит на втором месте среди факторов, повлиявших на решение принять участие в Президентской программе.
В силу особенностей контингента слушателей (практиков производства) возможность изучения современных технологий непосредственно в местах их разработки и применения является одной из сильных сторон программ повышения квалификации, реализованных в рамках Президентской программы.
Президентская программа явилась важным стимулом для предприятий к осуществлению инвестиций в подготовку инженерных кадров. Если по условиям Президентской программы требовалось обеспечить софинансирование в размере не менее 50% объема субсидии, то по факту объем средств, направленных предприятиями - заказчиками обучения на софинансирование программ повышения квалификации, составил не менее 70% от объема государственной поддержки. Государственное софинансирование Президентской программы снижает финансовую нагрузку и позволяет привлечь к реализации не только крупные, но и мелкие предприятия. За три года (2012-2014 годы) заказчиками программ повышения квалификации явились 1361 предприятие, в программе приняли участие 96 образовательных организаций, которые представили 544 программы повышения квалификации. На финансирование мероприятий Президентской программы предусмотрено 740,0 млн. рублей из средств федеральной субсидии и привлечено свыше 494 млн. рублей из средств софинансирования.
Анализ потребностей предприятий в повышении квалификации инженерных кадров, заявленных в рамках Президентской программы, показывает, что по целому ряду приоритетных направлений запросы работодателей на обучение специалистов были удовлетворены немногим более чем на 50%. В частности, по направлению "Развитие транспортных и космических систем" за весь период реализации Президентской программы прошли обучение - 49% от заявленной потребности; по направлению "Развитие стратегических информационных технологий" - 52%, по направлению "Развитие индустрии наносистем" - 56%.
Если общий заявленный спрос на обучение по программам повышения квалификации в рамках Президентской программы (на условиях софинансирования) за период с 2012 по 2014 годы составил 23058 человек, то всего по Президентской программе обеспечена переподготовка 16582 человек или немногим более 70%.
Президентской программой предусмотрена возможность направления на обучение и стажировки в России и за рубежом лиц, осваивающих программы магистратуры, и аспирантов, еще не работающих на конкретном предприятии или организации в связи с прохождением обучения, при условии софинансирования расходов федерального бюджета направляющими предприятиями. Эти возможности Президентской программы еще недостаточно активно используются. При продолжении реализации Президентской программы должна быть увеличена доля лиц, осваивающих программы магистратуры, и аспирантов в общей численности участников Президентской программы, "целевым" образом направляемых на повышение квалификации с учетом конкретных потребностей предприятий.
В ближайшей и среднесрочной перспективе решение задачи ликвидации кадрового дефицита в производственных отраслях, имеющих стратегическое значение для развития экономики России, не может быть обеспечено без актуализации компетенций в ходе повышения квалификации специалистов, имеющих среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена. Это тем более важно, что в общей численности населения Российской Федерации наибольшую долю (31,2%) составляют лица, имеющие среднее профессиональное образование.
Актуальным вопросом для повышения эффективности подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих на предприятиях, является также обеспечение опережающей подготовки преподавателей, совместно с представителями предприятий осуществляющих разработку и реализацию соответствующих программ.
В связи с имеющейся потребностью в продлении Президентской программы, а также во исполнение пункта 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 10 марта 2015 года N ДМ-П7-20пр принято решение о разработке ведомственной целевой программы "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы" (далее - ведомственная Программа).
В 2012 году начата отработка механизма субсидирования образовательных организаций, реализующих программы повышения квалификации инженерных кадров, в рамках стратегического партнерства с предприятиями.
Ведомственная Программа является логическим продолжением реализации государственной политики в области совершенствования профессионального образования и развития непрерывного инженерно-технического образования. Комплексный подход к реализации ведомственной Программы позволит:
обеспечить системность мероприятий по повышению квалификации инженерно-технических кадров в соответствии с заявленными приоритетами;
реализовать эффективные модели повышения квалификации инженерно-технических кадров, основанные на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий;
создать необходимые условия для профессионального развития участников ведомственной Программы;
обеспечить контроль за выполнением обязательств исполнителями ведомственной Программы и мониторинг эффективности ее реализации.
Реализация ведомственной Программы направлена на достижение задачи "Формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу организаций" подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" Государственной программы и достижение следующего индикатора:
обеспечение до 2017 года повышения квалификации не менее 8000 специалистов инженерно-технического профиля предприятий.