Укрепление позиций русского языка является стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации, определенным в положениях указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года", посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012-2014 годов, государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 года.
Русский язык является одним из фундаментальных факторов, объединяющих многонациональный российский народ, определяющих его самобытность и жизнеспособность, что обуславливает необходимость расширения мер, направленных на поддержку русского языка как родного языка и как языка межнационального общения.
Русский язык имеет огромное значение не только для Российской Федерации, но и для мировой цивилизации, поскольку он является одним из мировых языков и важнейшим инструментом познания другими народами гуманистических ценностей российской культуры, образования и науки.
Российская Федерация заинтересована в создании эффективной системы привлечения внимания зарубежной общественности к русскому языку, в развитии условий для его изучения. Расширение географии и сфер применения русского языка в мире будет способствовать усилению российского влияния, формированию положительного образа страны за рубежом, повышению ее международного авторитета и в конечном счете защите геополитических интересов России.
Значимость задач и стратегический характер работы по укреплению позиций русского языка обуславливают актуальность и необходимость федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы (далее - Программа).
С начала XXI века Россия активно осуществляет поддержку русского языка, в том числе в рамках реализации трех федеральных целевых программ "Русский язык".
Вместе с тем полученные социальные эффекты и текущая практика не в полной мере обеспечивают решение важнейших задач и не всегда соответствуют стремительно меняющимся реалиям.
С конца XX века проявились и продолжают сохраняться такие тревожные тенденции, как снижение присутствия русского языка на зарубежном пространстве, в том числе в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, уменьшение числа русских школ за рубежом, их недостаточная оснащенность и поддержка, сокращение в государствах - участниках Содружества Независимых Государств количества преподавателей русского языка, снижение уровня их профессионализма.
Существуют и такие проблемы, как недостаточный уровень координации организаций, ресурсов, программ, слабое использование возможностей информационных, электронных, игровых технологий для изучения и продвижения русского языка и осуществления образования на русском языке на фоне глобального доминирования иноязычных зарубежных программ в сфере открытого образования (доступного, бесплатного образования, предоставляемого в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет").
Требует внимания ряд проблем современного состояния русского языка, в том числе снижение уровня владения русским языком как государственным языком, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения в ряде регионов, невысокие результаты единого государственного экзамена по русскому языку.
Программа направлена на комплексное решение имеющихся проблем и создание необходимых условий для дальнейшего развития системы поддержки русского языка, повышения популярности и престижа русского языка и образования на русском языке.
Программа призвана обеспечить реализацию системных мер на основе координации и кооперации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, образовательных, научных, культурных, спортивных, неправительственных, общественных организаций и бизнес-структур в сфере поддержки и продвижения русского языка.
Сохраняя преемственность с федеральной целевой программой "Русский язык" на 2011-2015 годы, Программа имеет ряд отличительных характеристик и новшеств.
Программа ориентирована на прогнозный сценарий и предусматривает:
формирование приоритетов и открытие новых векторов укрепления и распространения русского языка, отвечающих требованиям времени;
активную наступательную стратегию, максимальное использование всех ресурсов;
расширение существующих направлений развития и поддержки русского языка, в том числе формирование и развитие партнерской сети "Институт Пушкина", обеспечивающей продвижение русского языка и открытого образования на русском языке;
использование потенциала международного сотрудничества для продвижения позиций русского языка в образовательных системах других стран, расширение мер поддержки и стимулирования инициатив соотечественников;
тесное сотрудничество со средствами массовой информации, увеличение использования цифровых каналов;
мониторинг результатов и эффектов, прозрачность хода выполнения;
возможность своевременного реагирования на изменения реалий.
Реализация программных мероприятий обеспечит:
совершенствование механизмов поддержки, защиты и развития русского языка как государственного языка и языка межнационального общения;
развитие кадрового потенциала в сфере русского языка;
повышение качества обучения русскому языку и литературе;
создание академических словарей русского языка и электронных лингвистических корпусов;
расширение зарубежного русскоязычного пространства;
создание новых условий для изучения русского языка и получения образования на русском языке, в том числе в формате открытого образования;