Комментируемая статья регламентирует государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) соответствующим учреждением.
Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 утверждено Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2014 N 151 утверждены Правила формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, а также Правила формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями.
Каждое публично-правовое образование самостоятельно определяет форму государственного (муниципального) задания, порядок его утверждения (грифом "утверждаю" или правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения), а также порядок внесения в него изменений (путем переутверждения государственного (муниципального) задания в целом или утверждения только его изменений).
Правовым актом, устанавливающим порядок формирования государственного (муниципального) задания, может быть предусмотрена обязательность формирования государственного (муниципального) задания не только для государственного (муниципального) учреждения в целом, но и для его обособленного структурного подразделения. При этом обязанность по формированию государственных (муниципальных) заданий для обособленных структурных подразделений государственных (муниципальных) учреждений целесообразно возложить на руководителей этих учреждений. Для федеральных государственных учреждений такая обязанность установлена методическими рекомендациями по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением, утвержденными совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 136н/526.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания для структурного подразделения устанавливается тем же актом, что и порядок формирования государственного (муниципального) задания для самого учреждения.
В случае наделения в установленном порядке органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, для муниципальных учреждений, которые будут фактически осуществлять их реализацию посредством предоставления услуг (выполнения работ), формируются муниципальные задания, утверждаемые органами, на которые возложены функции и полномочия их учредителя (главными распорядителями средств местного бюджета в отношении казенных учреждений).
Для одного учреждения целесообразно формировать одно государственное (муниципальное) задание.
Показатели, перечисленные в комментируемой статье, которые должно содержать государственное (муниципальное) задание, правовым актом, устанавливающим порядок формирования государственного (муниципального) задания, могут быть дополнены.
Как разъяснено в Письме Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе (но не обязан) включить в государственное (муниципальное) задание показатели качества государственных (муниципальных) услуг.
Показатели качества услуги не стоит путать с утверждаемыми уполномоченными органами власти стандартами оказания услуг.
В отличие от показателей качества стандарт оказания услуги является обязательным при ее оказании и устанавливает необходимые характеристики и требования, которым должна удовлетворять услуга. Невыполнение стандарта влечет за собой невыполнение государственного (муниципального) задания.
Показатели качества могут предъявляться как к процессу оказания услуги (например, число сотрудников учреждения, имеющих ученую степень (ученое звание, первую или высшую квалификационную категорию); отсутствие предписаний надзорных органов; доля персонала, прошедшего повышение квалификации (профессиональную переподготовку) в течение года; время ожидания визита на прием), так и к ее результату (например, доля обучающихся - участников (лауреатов, призеров) региональных (национальных, международных) конкурсов (смотров, олимпиад); число выпускников, получивших диплом о высшем образовании с отличием; продолжительность жизни пациентов (клиентов), получивших услугу).
Достижение установленных показателей качества может являться основанием для увеличения объема государственного (муниципального) задания, а также для премирования руководителя и работников учреждения.
Срок утверждения государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) учреждений каждым публично-правовым образованием устанавливается самостоятельно. Но поскольку государственное (муниципальное) задание является одним из основных документов, регламентирующих деятельность государственных (муниципальных) учреждений, данный документ следует утверждать до начала очередного финансового года.
Как пояснено в Письме Минфина России от 27.03.2014 N 02-04-10/13477, на основании базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг каждый орган государственной власти (орган местного самоуправления) должен сформировать и утвердить для подведомственных учреждений государственное (муниципальное) задание.
Предполагается, что базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ будут детализированы такими показателями, как "наименования государственных и муниципальных услуг и работ", "вид публично-правового образования, к полномочиям которого относится сфера деятельности государственного или муниципального учреждения по оказанию государственных и муниципальных услуг и работ", "характеристика услуги/работы", "форма предоставления услуги/работы", "категория потребителей", "единицы измерения показателя объема услуги или работы" и т.д.
При этом в целях четкого разграничения видов деятельности учреждения на "услуги" и "работы" в базовых (отраслевых) перечнях государственных и муниципальных услуг и работ предусматривается указание на вид деятельности государственного или муниципального учреждения (услуга или работа).
При этом предполагается исходить из следующего: если деятельность осуществляется в интересах конкретного потребителя - юридического или физического лица, то ее можно именовать услугой. Если же получателем услуги является общество в целом (услуга является так называемой услугой коллективного пользования), то такую деятельность можно отнести к категории работ.
"Официальная позиция"
Исходя из положений комментируемой статьи требование о расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на основании нормативных затрат в обязательном порядке применяется только при расчете объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на выполнение работ рассчитывается на основании нормативных затрат по решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений.
По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 29.08.2014 N 02-01-09/43442, объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на выполнение работ может рассчитываться исходя из содержания работ и иных показателей, характеризующих работу, в том числе этапов выполнения работы.
Кроме того, принимая во внимание требования Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, согласно которым государственное задание устанавливается на очередной финансовый год и плановый период, в случае если для выполнения работы требуется проведение нескольких этапов, указанные особенности могут быть учтены при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на выполнение работ (например, затраты, необходимые для выполнения I этапа работы, могут быть учтены при расчете объема субсидии на очередной финансовый год, а затраты, необходимые для выполнения II и последующего (последующих) этапов, - при расчете объема субсидии на первый (последующий) год планового периода).
При этом не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в том числе образовавшиеся в результате выполнения I этапа работы, в соответствии с положениями части 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.
"Внимание!"
Положения пункта 3.1 комментируемой статьи в части формирования ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ применяются при формировании государственного (муниципального) задания начиная с государственных (муниципальных) заданий на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов) с учетом положений, предусмотренных частью 5 статьи 5 Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ (Далее - Закон N 252-ФЗ).
Данными положениями определено, что нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования в отношении соответственно федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных учреждений может быть установлен иной срок формирования государственного (муниципального) задания на основании ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, но не позднее 1 января 2016 года.